Главная / Экономика / Айсен Николаев: мост через Лену даст России еще один выход к Тихому океану

Айсен Николаев: мост через Лену даст России еще один выход к Тихому океану

Айсен Николаев: мост через Лену даст России еще один выход к Тихому океану0

Спецпроект моста через Лену уже получил поддержку правительства и решение о его строительстве может быть принято до конца года, сообщил глава Якутии Айсен Николаев. В интервью он рассказал, когда по мосту сумеют проехать первые автомобили, как обеспечивается жизнедеятельность Якутска на фоне обмеления Елены и какие предложения власти региона подготовили для разрабатывающейся стратегии совершенствования Арктической зоны РФ. Беседовала Дарья Ураева.

Хотите всегда быть в курсе последних событий и всё узнавать раньше других? Это не проблема Новости района и города помогут Вам в этом. Самые свежие и актуальные события за последнее время.

— Айсен Сергеевич, вы представляли якутские инноваторские проекты на форуме «Открытые инновации» в Москве. Расскажите, пожалуйста, какие проекты были представлены и как в целом развивается эта сфера в районе?

— На форум мы привезли восемь инновационных проектов (Проект в инженерной деятельности (соответствует англ. design от лат. designare «размечать, указывать, описывать, изобретать») — целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных) в самых разных сферах, это и IT-технологии, и биотехнологии, и композитные спец материалы. В том числе мы привезли проект по поиску людей, потерявшихся в тайге, что актуально для державы с такими расстояниями, как у нас. Проект на самом деле вполне бюджетный. Толк в том, что спасатели оставляют в тайге приборы, которые подают время от времени довольно далеко слышимый звук сирены. Соответственно, человек, который потерялся, выходит на данный звук. На приборе есть красная кнопка, после нажатия на которую, буквально через спутниковую связь определяются координаты потерявшегося. И, соответственно, уже спасатели прибывают на это место. Благодаря этому прибору в тайге Якутии этим летом уже найдены восемь человек.

За исключением того, в Якутии разработана и уже сейчас производится биодобавка для лечения остеопороза. Эта интоксикация сейчас, к сожалению, достаточно распространена, особенно среди людей старого возраста, женщин. Эта биологически активная добавка в первую очередь состоит из костей северной рыбы, она экологически незапятнанная и позволяет достаточно хорошо восстанавливаться, не принимая лекарственных препаратов.

— Вы планирует выводить собственные проекты на международный рынок?

— Конечно, это продукты, с которыми в дальнейшем мы станем выходить на международные рынки. В последние годы (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)) Якутия хорошо известна как район (территориальная единица в ряде государств: СССР, России, Азербайджана, Белоруссии, Литвы, Молдавии, Украины, Узбекистана и Таджикистана), производящий IT-продукты, в первую очередь компьютерные игры. Если ранее у нас безусловным лидером была компания MyTona, то сейчас, например, компания Fntastic производит игру Radiant One, которая уже доступна для всех устройств Apple. Считаю, что это в целом не только лишь для якутской, но и для российской IT-индустрии достаточно серьезное достижение.

— Главный вопрос для Якутии на данный момент – строительство моста через Лену. Вопрос решается уже долгое время, какой статус на данный момент? Удалось ли вам убедить правительство и, в частности, вице-премьера Юрия Трутнева в экономической необходимости проекта?

— История строительства этого моста тянется уже не одно десятилетие, еще с русских времен. Но, к сожалению, в силу разных объективных и субъективных причин на момент моей встречи с президентом Владимиром Путиным в августе прошедшего года статус этого проекта был абсолютно нулевой, то есть он был отложен на реализацию после 2030 года и нигде не фигурировал в программках нашей страны. Но после поручения президента вернуться к рассмотрению этого вопроса за последний год наша команда и правительство сделали очень большую работу.

Сегодня у нас есть положительное заключение о необходимости строительства этого моста не только от министерств и ведомств, уже есть решение проектного кабинета на уровне вице-премьера Максима Акимова о том, что этот проект целесообразно включить в полный план модернизации транспортной инфраструктуры страны. Есть решение полномочного представителя президента на Далеком Востоке Юрия Трутнева о поддержке данного проекта. Проект строительства моста сегодня является одним из базовых в государственной программе развития Дальнего Востока, которая должна быть подписана президентом в ноябре.

В целом я желаю сказать, что мы находимся в полном взаимопонимании с правительством страны по вопросу необходимости данного проекта, по подходам к его строительству (создание (возведение) зданий, строений и сооружений). Конечно, остается извечный вопрос: откуда взять денежные средства? Но мы надеемся, что совместно с правительством страны, в том числе и с первым вице-премьером Антоном Силуановым, мы все-же сможем решить этот вопрос и мост (искусственное сооружение, возведённое над водным препятствием, например, через реку, озеро, болото, пролив) начнет строиться. И мы считаем, что если политически, скажем так, решение о строительстве моста будет принято в течение этого года, то в 2025 году реально уже по этому мосту будет проехать.

— Мост буквально через Лену нужен в первую очередь для решения проблемы жизнеобеспечения Якутска, который оторван от большинства населенных пунктов района. Есть ли у вас расчеты, какие средства из регионального и федерального бюджетов тратятся на транспортировку товаров в город в навигацию? И есть ли у вас расчеты, когда может окупиться мост?

— Осознаете, вот на данный момент (многозначный термин) вы вообще ничего через Лену не перевезете, просто потому что река замерзает. Такая огромная река, как Лена, замерзает довольно долго. Соответственно, у нас движение с грузоподъемностью до 40 тонн откроется в январе-феврале месяце. А до этого времени будут ходить малые автомашины. Поэтому на данный момент в Якутск вообще ничего невозможно провезти, за исключением как авиацией.

— То есть навигации на реке сейчас уже нет?

— Нет. Только при сопровождении ледоколов могут ходить паромы, но это связано с очень большими рисками, соответственно, стоимость перевозки очень немалая. Сейчас интенсивного движения нет, перевозятся только грузы первой необходимости.

— Успели ли перевезти все грузы в навигацию, не будет ли сложностей с жизнеобеспечением города в этом сезоне?

— У нас все завезено. Все, что надо было, мы завезли, несмотря на обмеление Лены, которое создало, естественно, ряд проблем. Но в целом, еще раз говорю, у нас все грузы на 100 процентов доставлены.

— В последующем сезоне прогнозируется обмеление Лены? Есть ли опасения, что опять возникнут трудности?

— Уже четвертый год идет так называемый природный 12-летний цикл маловодности на реке Елена, поэтому еще несколько лет будет достаточно сильное обмеление и у нас будут нехорошие условия для навигации.

— Расскажите, а в каком виде проект моста на данный момент? Это будет автомобильный мост?

— Да.

— Без железнодорожной части?

— Без железнодорожной части.

— Тогда есть ли вообщем смысл начинать такой сложный и дорогостоящий проект, если не будет жд части и мост не решит все проблемы города?

— Мы же строим мост не для Якутска. Есть мировоззрение, к сожалению, что мост этот строится для одного города и, соответственно, конкретно поэтому эта проблема никогда и не решалась. Мост на самом деле строится для того, чтобы большая территория западной Якутии была соединена со страной (территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко). В перспективе это должно привести к тому, что к 2030-м годам из Иркутска по автомобильной дороге можно будет доехать до Магадана. У нас страна получит еще один автомобильный выход к Тихому океану. Еще раз повторю, данный проект не для обеспечения одного города, это проект, который должен развить гигантскую территорию в миллион квадратных метров и соединить три федеральные и четыре региональные дороги.

— Вы ранее гласили в интервью нам, что проектом моста интересуются иностранные инвесторы, но не раскрывали детали. Какая ситуация на данный момент, интерес сохраняется? Можете назвать каких-то конкретных интересантов?

— Мы на данный момент связаны рядом ограничений в этой части. Могу сказать, что да, зарубежные компании достаточно большой интерес проявляют в рамках участия в конкурсе на строительство моста.

— В июле полностью открылись пассажирские перевозки с железнодорожной станции «Нижний Бестях», которая находится на правом берегу реки Елена в 30 километрах от Якутска. Это снизило расходы региона на перевозку грузов? Как существенна экономия?

— В среднем стоимость перевозки грузов после открытия стальной дороги сократилась на 25-30 процентов. То есть это очень существенная цифра.

— Какова ситуация с региональным мусорным оператором на данный момент? Ранее власти региона выкупили контрольный пакет оператора, все ли штатно? Довольны ли работой оператора сейчас?

—У нас, во-первых, на территории республики пять региональных операторов, так как территория республики большая. По каждому из них есть вопросы. К сожалению, индустрия обращения с отходами у нас в Якутии (Саха (Якутия) (якут) фактически отсутствует. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что большинство полигонов по отходам вообще не зарегистрированы. У многих муниципалитетов нужно срочно отводить земли, а эти земли оказываются в пользовании лесного фонда, то есть надо выводить их оттуда, регистрировать. Проблемы есть и с новым полигоном Якутска — у Росприродназдора появились к нему претензии в части заболачивания. Также есть трудности, как и по всей стране, с низкой собираемостью платежей. Сейчас уровень платежей по республике составляет порядка 60 процентов, это гласит о том, что население пока еще не очень понимает, почему оно должно платить, в особенности жители частного сектора.

— Как власти региона решают эти вопросы?

— Мы решаем эти вопросы на неизменной основе, у нас действует рабочая группа, также вопрос продвижения мусорной реформы в республике рассматривается на моем уровне с регулярностью раз в два месяца. Есть вопросы тактического нрава, которые в ежедневном режиме снимаются, есть вопросы уже стратегические — создание больших полигонов, создание индустрии переработки отходов.

— Проводится ли какая-то работа с популяцией по этому вопросу?

— Это обязанность муниципалитетов, мы требуем, чтобы они все-таки участвовали в разъяснительной работе по данной реформе, разъясняли народу новые подходы к обращению с мусором. Также работаем с госбюджетными организациями, с коммерческими предприятиями. Я думаю, что где-то год-полтора нужно, чтобы вся эта система устроилась.

— Какие предложения подготовил район для разрабатывающейся стратегии развития Арктики? И как вы лично видите перспективы совершенствования российской Арктики?

— Арктика — это огромный регион. Для Якутии это вообще вопрос предстоящего развития, потому что территория якутской Арктики — это 1,6 миллиона квадратных км. Мы здесь очень активно взаимодействуем с министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики, энергично взаимодействуем с правительственной комиссией во главе с Юрием Трутневым, направляем собственные предложения — самые разные. Наш подход — это, конечно же, поддержка промышленных проектов в Арктике, которые могут на данный момент начать свою реализацию. Вместе с тем, конечно же, мы понимаем, что при реализации этих проектов мы непременно должны сделать все, чтобы те люди, которые сегодня живут и работают в Арктике (единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных), в том числе коренные народы, работники экономной сферы, почувствовали улучшение качества жизни. Это самое главное.

На самом деле довольно много времени займет ожидание, пока эти проекты заработают и начнут давать очень большие доходы в местные и региональные бюджеты. Нужны какие-то решения, в том числе на федеральном уровне, для улучшения свойства жизни, необходимы опережающее строительство объектов социальной инфраструктуры, налоговые льготы. Якутия, к примеру, освободила жителей Арктической зоны от ряда налогов полностью: транспортного налога, налога на имущество физических лиц. Все эти утраты местных бюджетов компенсировались.

— Президент РФ Владимир Путин поручил правительству приготовить предложения по обеспечению домохозяйств и организаций на Дальнем Востоке широкополосным доступом к инету, включая труднодоступные районы. Как с этим обстоит ситуация в Якутии и какие предложения для правительства готовят власти района?

— Работа идет очень активно. Мы видим, что на сегодняшний день мы, наверняка, одни из лидеров страны по появлению новых линий высокоскоростного инета. По арктическим линиям связи за прошлый год у нас было уложено практически две тыс километров кабеля. И наша задача — в ближайшие годы довести охват населения, пользующего скоростным интернетом, до 90 процентов.

При этом надо понимать, что если в центральной, южной и западной Якутии эта работа уже фактически в завершающей стадии, то по Арктике, где огромное расстояние и небольшое количество населения, у нас встают довольно серьезные вопросы (форма мысли, выраженная в основном языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию). Поэтому особой экономической целесообразности для крупных операторов в прокладки этих линий нет. Мы станем работать по дальнейшему распространению линий волоконно-оптической связи. Все-таки считаем, что эти проекты надо реализовать, в том числе в связи с развитием Северного морского пути. Там, где остается спутниковый веб, будем просить федеральные ведомства о возможности введения субсидий для его юзеров.

— Известно, что в предстоящие три года в республике будет сокращено 30 процентов госслужащих. На сегодня их численность в районе составляет чуть менее трех тысяч человек. Также видоизменения запланированы в социальной сфере. Какие меры будут приниматься Якутией для снятия напряжения на рынке труда и трудоустройства незанятых людей? Не пострадает ли на фоне реформ население арктических районов?

— На самом деле в Арктике муниципальных и муниципальных служащих совсем мало. Это в большей степени проблема Якутска, где сосредоточено самое грандиозное количество государственных служащих. И здесь мы должны не просто автоматом срезать со всех министерств равными толиками, мы должны смотреть с точки зрения эффективности министерств, с точки зрения способности их трансформации. Более широко должна применяться цифровизация для того, чтобы уже на базе новых подходов мы создали новую конструкцию государственного и муниципального управления. Я считаю, что это нам позволит довольно безболезненно решить эти вопросы, и то, что есть переходный период, это хорошо. Думаю, что эту задачку мы точно выполним, потому что, честно вам скажу, от снижения количества гос чиновников, особенно в таком размере, у нас какие-то серьезные потрясения на рынке труда не возникнут.

— Звучная история последних недель – попытка якутского «шамана» Александра Габышева пешком пройти в Москву. Его задержали, возбуждено уголовное дело о призывах к экстремизму. Вы смотрите за этой историей?

— Ну, во-первых, он никакой не шаман. Он себя провозгласил шаманом. Во 2-х, это человек, у которого достаточно тяжелая судьба, связанная с потерей ближайших людей, он эмоционально неустойчив, имеет определенные проблемы со здоровьем. При этом, судя по всему, есть группа людей, при этом во многом и криминального характера, которые просто его используют. Кто-то в политических целях, кто-то для того, чтобы заработать денежных средств. Огромное количество счетов для помощи создается, что вызывает у любого адекватномыслящего человека ряд вопросов. Куда и кому идет эта помощь? Потому что сам он существует в весьма простых условиях, живет у родственников в Якутске. Он не задержан, повторю, находится у родственников. На данный момент идет следствие. Я не думаю, что там будут приняты какие-то жесткие квоты, но в любом случае это уже прерогатива правоохранительных органов.

— Сам Габышев не обращался к вам за помощью?

— Нет. Помощь ему нужна не органов гос власти, нужна скорее помощь медицинская. Человек не задержан, он сам признает, что следствие должно вынести какой то вердикт. Поэтому я здесь вижу попытку некоторых сил драматизировать эту ситуацию, сделать из него арестанта совести. Мне крайне не нравится, что силы, которые находятся за пределами РФ, пытаются использовать его как политическую марионетку. Они не думают о здоровье человека (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры), о последствиях для него.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Россия простила Гвинее-Бисау долг, размер которого составлял свыше $26 млн

Россия простила Гвинее-Бисау большую часть долга – 26,1 миллион долларов. Об этом ...