Главная / Экономика / Мировой экономике грозит повтор кризиса-2008

Мировой экономике грозит повтор кризиса-2008

Мирoвoй экoнoмикe грoзит пoвтoр кризисa-2008

Бaнк мeждунaрoдныx рaсчeтoв (BIS), кoтoрый инoгдa нaзывaют «Цeнтрoбaнкoм центробанков» подготовил обычный каждогодний отчет об экономической ситуации в мире. По воззрению специалистов банка, короткосрочные перспективы мирового ВВП намного лучше, чем в последние годы. Так, по прогнозам профессионалов в 2017 внутренний валовый продукт вырастет на 3,5%. Эти характеристики только мало отстают от 4% годичных, кои фиксировались в десятилетие до мирового экономического кризиса 2008 года. Отсутствие работы свалилась до докризисного уровня, а инфляция также держится в установленных рамках.

Броско, что восстановление, до этого всего лишь, происходит на развитых рынках. Развивающиеся страны также делают лучше свое положение за счет больших цен на сырьевые продукты, но там ситуация наименее конкретная и имеет потенциальные опасности.

Но, невзирая на кажущуюся стабильность и экономический рост, спецы BIS предупреждают, что в среднесрочной перспективе может быть повторение кризиса 2008 года, хотя и не в таких глобальных масштабах.

Специалисты выделили четыре основных фактора, кои смогут привести к «схлопыванию» роста мирового ВВП и свести на нет вообще все усилия по восстановлению экономики. Первым фактором названа инфляция, которая может набрать силу и «съесть» экономический рост. Вобщем, на данный момент центральные банки развитых государств, в частности, ЕС и USA, задерживают данный показатель в районе 2%, потому данный риск не самый важный.

Вторым фактором может стать денежный стресс, связанный с так именуемой фазой сжатия в финансовом цикле, которая может привести к его срыву. Конкретно таковой срыв произошел в 2008 году. Согласно экономической теории, денежные циклы проходят четыре стадии — оживление, экспансия, верхушка и сжатие. Если такое сжатие заблаговременно наступит сходу в ряде поболее маленьких экономик, это может нанести риск и глобальной системе.

3-ий риск заключается в ослаблении употребления в итоге скопления долгов, а также в падении уровня инвестиций. Дело в том, что во многих развивающихся странах рост ВВП произошел конкретно за счет роста употребления, и если оно замедлится, закончится и рост, так как инвестиций станет недостаточно для того, чтоб поддержать экономику.

В конце концов, 4-ый риск — это усиление протекционизма, которое началось после кризиса 2008 года. Риторику протекционизма и защиты собственных рынков энергично употребляет президент USA Дональд Трамп, по этому пути идут и остальные страны. В BIS считают, что деглобализация может обернуться негативными последствиями в короткосрочной и длительной перспективах, так как нанесет вред торговле и станет содействовать резкому перекрытию потоков инвестиций.

Специалисты BIS исключили из собственного перечня рисков геополитические причины, хотя они также оказывают влияние на улучшение мировой экономики. При этом в самом отчете говорится о том, что политические шоки оказывают влияние на рынки и приводят к их переориентации. К примеру, за прошедший год наисильнейшими шоками стали английский Brexit и победа Дональда Трампа на выборах президента USA.

Доктор Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский считает, что протекционизм вправду может привести к новенькому витку глобального кризиса. В то же определенное время, РФ надо заниматься переформатированием своей экономики вне зависимости от наружной конъюнктуры.

— Риск протекционизма никогда не дремал, но в последнее определенное время он активизировался с новейшей силой. За прошедшие 7−10 годов руководители ВТО не раз гласили о том, что таковой риск весьма высок, в особенности в связи с тем, что страны научились изобретать и использовать свежие формы протекционизма, к примеру, денежного, кои трудно распознать сходу.

И вот в настоящее время к власти в USA пришел Дональд Трамп, коий открыто заявляет о протекционистских мерах. В начале года это достаточно очень испугало и профессионалов, и мировые правительства, в частности, Китая и Мексики, в отношении коих он пригрозил самыми суровыми мерами. За исключением того, Трамп прямо произнес о том, что USA смогут не подчиняться правилам ВТО. Это вызов, на коий ранее никто не отваживался.

Правда, из этих звучных заявлений пока ничего не воплотилось в действительность, но если Вашингтон вправду пойдет по этому пути, мы можем придти к следующему мировому кризису достаточно вмиг.

«СП»: — Почему?

— Напомню, что в 30-е годы прошедшего века, во времена «Великой депрессии», мировой кризис усилился конкретно из-за протекционистских мер, кои предприняли USA, а позже в ответ и Европа. Сейчас из-за глобализации экономика еще поболее взаимозависима, чем 80 годов назад, потому протекционистские меры намного поболее небезопасны, чем в 30-е годы прошедшего столетия. Вот почему экономистов и политиков так волнует усиление протекционистских мер, в особенности если они последуют со стороны Соединенных Штатов, кои остаются главным геймером в мировой торговле. Любые их шаги будут весьма чувствительны для всего лишь мира.

«СП»: — В прогнозе говорится конечно еще и о деглобализации, может, она посодействовала бы понизить эти опасности?

— О деглобализации в первый раз заговорили после начала кризиса 2008 года в связи с тем, что замедлился рост мировой торговли и экономики. Но я, как и ряд экономистов, не произнес бы, что глобализация закончилась. Быстрее, она переместилась на локальный левел, на левел регионов и суперрегионов. Доказательством этого является создание Транстихоокеанского партнерства, из которого, правда, USA вышли в начале года по указу Трампа. Тем не наименее, данный проект продолжает развиваться.

В этом году в Азиатско-Тихоокеанском регионе может быть подписано всеобъятное региональное экономическое партнерство. Возможно, будут продолжены переговоры по Трансатлантическому торговому и вкладывательному партнерству меж USA и ЕС, кои пока отложены из-за того же Трампа.

Для таковой глобализации на локальном уровне даже выдумали отдельный термин — «глокализация». Глобализация не остановится, поэтому что многие процессы и производственные цепочки конечно уже не смогут быть демонтированы.

«СП»: — Как обозначенные в прогнозе банка опасности небезопасны для русской экономики?

— Для РФ главные трудности — не наружные, а внутренние. Основная неувязка состоит в том, что наша финансовая модель очень давно себя изжила. Это модель, основанная на добыче углеводородного сырья и продаже не достаточно переработанного товара. С 2003 по 2008 годы мы получали большие прибыли от реализации нефти и газа, и неким казалось, что это навечно. У нас было весьма грандиозное положительно сальдо торгового баланса, и вообще все это несколько затуманило разумы.

В последние годы власти, в конце концов, сообразили, что эта модель себя исчерпала. Тогда заговорили о необходимости модернизации экономики и диверсификации поначалу производства, а позже экспорта, чтоб создавать продукты и услуги с высочайшей степенью добавленной цены. К огорчению, пока что вообще все это остается на уровне дискуссий. Реального сдвига в этом направлении не случилось. Как была наша экономика сырьевой несколько годов назад, таковой она остается и сейчас. В этом основная причина кризиса, а не во наружных факторах.

За последние годы толика РФ в мировой экономике снизилась, и составляет наименее 2%. По этому показателю мы приближаемся к таким странам, как Турция и Индонезия. Для сопоставления, толика Китая в мировом ВВП — 10−11%. Если мы не станем проводить модернизацию, наша экономика продолжит падать, как и ее толика в мировой экономике.

Естественно, глобальная конъюнктура оказывает влияние на нас. Но на нынешний денек эта роль весьма примитивна. Конечно есть высочайший спрос на энергоэлементы, означает, наша экономика ощущает себя отлично. Нет спроса — у нас дела идут плохо. Этим ограничивается воздействие мировой конъюнктуры на нашу экономику.

Основоположник рекламной группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин считает, что опасности, описанные в прогнозе BIS, быстрее теоретические.

— Описанные опасности вправду конечно есть, и они суровые, но шансы на то, что с ними придется столкнуться, гиперболизированы. Единственной по-истинному грозящей угрозой может стать денежный стресс, связанный с фазой сжатия в финансовом цикле. Если эта фаза окончится срывом, то произойдет вариация сценария 2008 года, и как это скажется на современных критериях, непонятно. Но те индикаторы риска, кои учитывают для прогноза кризиса, есть фактически всегда и совсем не непременно, что они посодействуют его предвидеть.

Протекционизм же существовал всегда и никуда не денется в близкие годы, потому вряд ли он сыграет какую-то роль в вероятном новеньком упадке. Для РФ эти опасности небезопасны так же, как и для других государств, так как новейший кризис может быть вызван только лишь «общими усилиями», соответственно, и коснется он также всех государств.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

В Китае четыре банка отказались принимать платежи из РФ

В Китае четыре местных банка отказались принимать платежи из России. Об этом ...