Главная / Экономика / [Правда 1950]: Бюджет СССР

[Правда 1950]: Бюджет СССР

[Правда 1950]: Бюджет СССР0

Знакомясь с отчетом о бюджете СССР, читателя волей-неволей начинает разбирать гордость за советскую страну. Минуло каких-либо пять лет после смертоносной, разрушительной войны, которая унесла миллионы жизней русских граждан, а страна нашла в себе силы, чтобы восстановиться. Не так давно немецкие бомбы ровняли с землей целые города, а теперь они подняты из руин, там восстановлены промышленные предприятия, много построено новых с иголочки, в городах налажена инфраструктура и мирная жизнь. То же случилось в советской деревне. Сколько сожжено их было фашистской рукой, сколько населения угнано в плен, сколько было вывезено техники, хлеба, скота и пр. Но и деревня по большинству характеристик восстановлена.

[Правда 1950]: Бюджет СССР1

Советский Союз не влачит жалкого существования, он строится, он развивается быстрыми темпами. Поднимаются новые заводы, совхозы, гидроэлектростанции, мосты, дома, вырастает благосостояние трудящихся, ежегодно планово снижаются цены! Похоже на сказку? Да, вправду, глядя на современную стагнирующую Россию, Советский Союз кажется прелестной сказкой.

Доход советского бюджета в основном складывается из доходов социалистических и кооперативных компаний, монополия внутренней и внешней торговли не дает разгуляться спекулянтам и посредникам, банки в СССР очень давно потеряли свои коммерческие функции и в руках рабочего государства перевоплотились в расчетно-кассовые центры. Налоги от населения составляют всего лишь 8,4 % от вообще всего бюджета.

А об остальном, в том числе и о проблемах, расскажет газета “Правда” №166 от 1950 года

= = =

О Муниципальном БЮДЖЕТЕ СССР НА 1950 ГОД И ОБ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА СССР ЗА 1948 И 1949 ГОДА (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима))
СОДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ Экономной КОМИССИИ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ДЕПУТАТА И. С. ХОХЛОВА

Товарищи депутаты! Экономная комиссия рассмотрела отчет об исполнении Государственного бюджета СССР за 1948 год, отчет об выполнении Государственного бюджета СССР за 1949 год и Государственный бюджет СССР на 1950 год и представляет свое заключение Совету Национальностей.

Выполнение Государственного бюджета СССР в 1948 и 1949 годах происходило в критериях, когда наша социалистическая экономика в своем развитии не только достигнула довоенного уровня, но и значительно превзошла это уровень. Промышленное производство к концу 1949 года превзошло уровень, намеченный пятилетним планом на 1950 год; валовой урожай зерновых культур практически достиг уровня, предусмотренного на 1950 год. Быстрый подъем промышленности (совокупность предприятий (заводов, комбинатов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой) и сельского хозяйства, рост государственного дохода нашей страны обеспечил дальнейшее повышение благосостояния русского народа.

В результате, неуклонного выполнения указаний товарища Сталина о поочередном снижении цен на все товары значительно возросла реальная заработная плата рабочих и служащих и возросли доходы крестьян. В связи с этим поднялась покупательная способность рубля, повысился цикл в отношении иностранных валют; советский рубль стал самой устойчивой и настоящей валютой в мире.

Все эти условия оказали благоприятное влияние на исполнение бюджета. Муниципальный бюджете СССР в 1948 году выполнен по доходам в сумме 410,5 млрд. руб. и расходам — в сумме 370,9 млрд. руб., с превышением доходов (денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени) над расходами на 39,6 млрд (натуральное число, изображаемое в десятичной системе счисления единицей с 9 нулями (1 000 000 000 = 109, тысяча миллионов) в системе наименования чисел с длинной шкалой). рублей. Муниципальный бюджет СССР в 1949 году выполнен по доходам в сумме 437.0 млрд. руб.и по расходам — в сумме (Сумма (математика) — общее количество, результат сложения со знаком ( + , − ) {displaystyle (~+,~-~)} , например: Денежная сумма, сумма оплаты Векторная сумма Сумма идеалов Сумма (перен., книжн.)) 412,3 млрд. руб., с превышением доходов над расходами на 24,7 млрд. рублей.

В 1949 году существенно улучшилось исполнение бюджетов союзных республик. Полностью выполнили собственные бюджеты по доходам и расходам РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР. Молдавская ССР, Латвийская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Эстонская ССР и Карело-Финская ССР.

Ассигнование на финансирование народного хозяйства, составляющие главную статью в расходах Муниципального бюджета СССР, использованы полностью как в 1948 году, та и в 1949 году. Но отдельные министерства недоиспользовали отпущенные им средства, в особенности на капитальное, строительство. Не полностью освоили в 1919 году ассигнование на серьезное строительство министерство нефтяной и металлургической промышленности.

В некоторых министерствах имеют место довольно серьезные недостатки в выполнении плана ввода в действие новых предприятий. Так по угольной индустрии план капитальных работ в 1949 году был выполнен на 100,2 проц (процессор (ЦП; также центральное процессорное устройство — ЦПУ; англ. central processing unit, CPU, дословно — центральное обрабатывающее устройство) — электронный блок, либо интегральная схема)., а план ввода в деяние новых объектов — только на 66,6 проц. Строительство некоторых объектов затянулось. Ряд шахт строится в течение многих лет.

Министерство индустрии строительных материалов распыляло ассигнования на капитальное строительство. Например, на цементном заводе «Пролетарий» ассигнования были распылены по 60 объектам, на Липецком завод канализационных труб — по 29 объектам, на Сталинградском заводе строй деталей — по 35 объектам. Это привело к тому, что план ввод в деяние новых объектов в 1949 году министерство выполнило только на 41,3 проц.

Партия и правительство отпускают очень большие средства на капитальное строительство и требуют, чтобы эти средства расходовались верно и с наибольшей пользой для страны. Скорейший ввод в действие новых компаний обогащает нашу страну и усиливает ее мощь.

Большое внимание наше правительство уделяет жилищному строительству. Как известно, только лишь за 1946—1949 годы государственными предприятиями, учреждениями и местными Советами, а также популяцией с помощью государства построено и восстановлено жилищ общей площадью выше 72 млн. кв. м., кроме того, в сельских местностях – 2,3 миллиона жилых домов.

В 1949 году многие министерства и местные Советы достигнули серьезных успехов в жилищном строительстве. Однако некоторые министерства не обеспечивают выполнения плана (первоначально означало равнину; позже стало использоваться в геометрии, в значении плоскость, а также и проекции определённого предмета на эту плоскость) жилищного строительства. К примеру, Министерство лесной и бумажной промышленности выполнило план строительства жилищ только лишь на 83,9 проц. Предприятия этого министерства, испытывая потребность в жилой площади для рабочих, не использовали имеющихся способностей развертывания индивидуального жилищного строительства. Кредиты, отпущенные на эту цель, были освоены в 1948 году вообще всего лишь на 55,4 проц и в 1949 году – на 60 проц.

Недостаточно внимания уделялось жилищному строительству также и Министерством (орган государственного управления отдельной сферой деятельности) электрических станций. На Кизеловской ГРЭС план жилищного строительства в прошлом году выполнен на 57 проц., а план ввода в деяние новых жилых площадей – на 48,2 проц. На Южно-Кузбасской ГРЭС выполнение плана жилищного строительства составило 67,4 проц, а план ввода в деяние новой жилой площади – всего 30,1 проц.

Серьезным недочетом в использовании бюджета является неполное использование ассигнований на социально-культурные культмероприятия. В 1949 году эти ассигнования не использованы на 2,7 проц. Это было вызвано, основным образом, невыполнением плана развертывания сети новых и недостаточным внедрением действующих учреждений просвещения и здравоохранения.

Наиболее слабо освоены ассигнования на социально-культурные культмероприятия в Узбекской ССР. В 1948 году в республике не было использовано 6,8 проц. и в 1949 году – 6 проц. средств, ассигнованных на эти цели.

Советы Министров неких союзных республик не уделяют должного внимания делу организации и содержания детских учреждений. В Белорусской ССР в 1948 году планом предусматривалось обслужить детскими садами 13.295 детей, практически же в садах были 9.664 детей. В Молдавской ССР недоиспользовано на содержание детских домов 11.2 млн. рублей.

По Муниципальному бюджету СССР ежегодно выделяются крупные средства на строительство школ. Но эти средства не везде используются полностью. Так, например, в Украинской ССР в 1948 году средства, отпущенные на строительство (создание (возведение) зданий, строений и сооружений) городских школ, были применены на 90.8 проц. и на строительство сельских школ — на 74.5 проц. В Азербайджанской ССР ассигнования на строительство учреждений народного образования были применены на 71 проц. Надо потребовать от Советов Министров союзных республик уделить больше внимания школьному строительству.

Расходы на содержание органов муниципального управления как в 1948 году, так и в 1949 году были меньше, чем предвидено бюджетом. Однако имеются возможности получить значительно больше экономии в этих расходах (Расходы (в экономике) — затраты в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательствКоличество жидкости, газа или сыпучих). Для этого нужно устранить нарушения сметной и штатной дисциплины, допускаемых еще многим спец учреждениям и организациями.

В 1949 году при проверке 34 предприятий Министерства путей сообщения было обнаружено 557 сверхштатных работников административно-управленческого аппарата. При проверки 7 предприятий Министерств хим промышленности выявлено 227 сверхштатных работников.Таких нарушений много. Необходимо укрепить финансовую дисциплину как в бюджетных, так и в хозяйственных организациях, сделать лучше работу внутриведомственного контроля.

Внутриведомственный контроль поставлен еще неудовлетворительно. К примеру, Министерство пищевой промышленности и 25 главных управления в 1949 году реализовали план ревизий только 10 главный управлений.

Материалы ревизии употребляются слабо. По результатам ревизий Прокопьевской табачной фабрики, Кишиневского табачного комбината и Ленинградской табачной фабрики решения были приняты министерством лишь спустя 6 месяцев после окончания ревизий.

При удовлетворительном выполнении (может означать: Работа — функционирование какой-либо системы — механизма, биоценоза, организма или общности, — а также её части) Государственного бюджета (смета доходов и расходов определённого субъекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год) СССР за 1948 и 1949 годы в целом план доходов на отдельных статьях остался недовыполненным. Недовыполнение доходной части вызвано в основном понижением государственных розничных цен на товары широкого потребления, а часть доходов недополучена вследствии недочетов в работе отдельных министерств.

Министерство мясной и молочной промышленности недодало в бюджет по налогу с оборота и отчислениям от прибылей в 1948 году 5,7 млрд. руб. и в 1949 году — 7,5 млрд. руб. Министерство недостаточно уделяло внимания расширению ассортимента и увеличению качества продукции и неудовлетворительно организовало сбыт своей продукции. На предприятиях министерства были допущены очень большие потери от бесхозяйственности.

Министерство рыбной промышленности недодало в бюджет по налогу с оборот и отчислениям от прибылей в 1948 году около 1,6 млрд. руб. и в 1949 году — 600 млн. руб. Непродуктивные расходы и потери на предприятиях министерства за 1949 год возросли. Потери рыбы сверх норм достигнули огромных размеров.

Эти серьезные недостатки говорят о том, что министр мясной и молочной индустрии тов. Кузьминых и министр рыбной промышленности тов. Русаков не предъявляли должных требований к своим подчиненным и не обеспечили нужного контроля за работой предприятий.

Работа финансовых органов в 1948 и 1949 годах несколько стала лучше. Однако в местных органах Министерства финансов имеются серьезные недочеты в деле взимания сельских платежей и соблюдения государственной дисциплины. Не обеспечено своевременное поступление сельскохозяйственного налога и страховых платежей, допущена значимая недоимка.

В ряде случаев финансовые работники на местах нарушали налоговое законодательство. В Белорусской ССР, Узбекской ССР и Таджикской ССР выявлены факты самовольного списания финансовыми рабочими сельскохозяйственного налога, неправильного применения льгот и другие нарушения.

Министерству денег необходимо принять меры к устранению подобного рода нарушений и укреплению гос дисциплины среди финансовых работников.

Бюджетная комиссия вносит предложение утвердить отчеты об выполнении Государственного бюджета СССР за 1948 и за 1949 годы в суммах, принятых Правительством.

Товарищи депутаты! Муниципальный бюджет СССР 1950 года составлен в соответствии с народнохозяйственным планом 5-ого года послевоенной сталинской пятилетки и обеспечивает необходимыми средствами предстоящее развитие социалистической экономики и культуры, повышение благосостояния народа и укрепление могущества русского государства.

Объем бюджета на 1950 год установлен Правительством по доходам в сумме 432,0 млрд. руб.и по расходам — в сумме 427,9 млрд. руб., с превышением доходов над расходами на 4.1 млрд. рублей.

Бюджет нашего гос-ва является крепким и устойчивым бюджетом, так как он опирается на быстро растущее, социалистическое хозяйство. Главная часть доходов бюджета поступает от государственных и кооперативный предприяти и учреждений, в то время как налоговые платежи населения составляют лишь 8,4 проц. дохода бюджета.

Средства Муниципального бюджета на 1950 год направляются: на народное хозяйство — 164,4 млрд. руб., или 38,4 проц. всех средств бюджета; на социально-культурные культмероприятия — 120,7 млрд. руб. или 28.2 проц. Таким образом, две трети всех средств бюджета идут на предстоящее развитие народного хозяйства и на культурное строительство.

Расходы по сметам Военного и Военно-Морского министерств оставлены на уровне прошедшего года, то есть в сумме 79,4 млрд. руб., или 18,5 проц., в то время как, к примеру, в США военные расходы в 1950—51 финансовом году составят 76 процентов вообще всего бюджета.

Бюджет США является ярко выраженным военным бюджетом. Бюджет же Русского Союза является бюджетом мирного строительства, отражающий на деле мирную политику нашей большевистской партии и Русского правительства, проводимую под руководством великого вождя народов товарища Сталина. (Бурные рукоплескания).

Объем бюджетов союзных республик на 1950 год намечен в сумме 96,6 млрд. руб., из которых на народное хозяйство и социально-культурные культмероприятия направляется 86,4 млрд. руб., или почти 90 проц. всех средств.

Союзные республики при ежедневной помощи партии и правительства, на основе сталинской дружбы народов, братского партнерства и взаимной помощи достигли больших успехов в хозяйственном и культурном строительстве. Эти достижения особенно разительны по сравнению с положением в некоторых граничащих с СССР капиталистических гос-вах, в частности в Иране и Турции. Эти государства остаются отсталыми аграрными странами, немалая часть их населения неграмотна. Неграмотные составляют в Иране около 85 проц. населения, я в Турции — около 66 процентов.

Подъем экономики и расцвет культуры всех республик Русского Союза — прямой результат ленинско-сталинской национальной политики, проводимой нашей партией и Русским правительством.

Товарищи депутаты! Бюджетная комиссия вносит предложение утвердить Муниципальный бюджет СССР на 1950 год в суммах, предоставленных Советом Министров СССР, со последующими поправками Бюджетной комиссии:

Увеличить доходы:

по налогу с оборота на 733,0 млн. руб.,
по отчислениям от прибылей на 236,1 млн. руб.,
по налогу со строений на 50,0 млн. руб.,
по платежам Главного управления муниципального страхования на 6,0 млн. руб.,
по доходам от государственного имущества на 100,0 млн. руб.

Таким образом, предлагается прирастить доход на 1.125,1 млн. рублей.

Предлагаемые поправки по налогу с оборота, на отчислениям от прибылей и иным доходам обусловлены уточнением планов производства и реализации отдельных разновидностей товаров и уточнением расчетов на основе отчетных данных за 1949 год и за 1-ый квартал 1950 года.

Дополнительно выявленные доходы в сумме 1.125,1 млн. руб. Экономная комиссия предлагает направить на превышение доходов над расходами Государственного бюджета СССР.

Товарищ депутаты! Важным условием успешного выполнения Государственного бюджета СССР является напористая борьба всех предприятий, хозяйственных организаций, всех трудящихся за предстоящее раскрытие и использование резервов, имеющихся в социалистическом хозяйстве.

«Никакой пятилетний план, — гласит товарищ Сталин, — не может учесть всех тех возможностей, которые таятся в недрах нашего строя и которые открываются лишь в ходе работы, в ходе воплощения плана на фабрике, на заводе, в колхозе, в совхозе, в районе; и т. д.» (И. Сталин, Соч., том 12. стр. 347).

В прошедшем году, благодаря неиссякаемой творческой активности советских людей, поддержке партией и правительством вообще всего нового, передового, прогрессивного, были достигнуты большие успехи в мобилизации внутренних резервов. Индустрия выработала большое количество дополнительной продукции и дала сверх плана значительную сумму доходов в Муниципальный бюджет.

В достижении этих успехов большую роль сыграли напористое внедрение на предприятиях передовой техники, повышение уровня механизации трудозатратных процессов, внедрение новых, более совершенных типов оборудования и высокопроизводительных технологических процессов.

Очень важное значение имело улучшение использования основных и оборотных средств. На предприятиях Министерства металлургической индустрии использование полезного объема доменных печей в 1949 году стало лучше против 1948 года на 6 проц., а против 1940 года — на 18 процентов. Съем стали с 1-го квадратного метра площади пода мартеновских печей увеличился по сопоставлению с 1948 годом на 11 проц., а по сравнению с 1940 годом — на 21 проц. Предприятия министерства в 1949 году существенно перевыполнили план накоплений и внесли в бюджет сверх плана выше 4 млрд. рублей.

Легкая промышленность дала в прошлом году сверхплановых скоплений 1.252 млн. руб. На предприятиях легкой промышленности значительно улучшено использование производственных площадей и оборудования и ускорена оборачиваемость товарно-материальных ценностей. Применение в легкой индустрии новых технологических методов позволило сэкономить большое количество ценного сырья. Начатое на столичной фабрике «Парижская Коммуна» по патриотическому почину бригадира Лидии Корабельниковой социалистическое состязание за комплексную экономию материалов охватило многие предприятия и с каждым месяцем дает все очень большие результаты.

Было бы, однако, неправильно не видеть за этими успехами имеющихся недочетов. У нас есть еще предприятия (самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги), руководители которых не ведут настойчивой борьбы за мобилизацию внутренних резервов. Так, к примеру, руководители трестов «Ленлес», «Котласлес» Министерства лесной и картонной промышленности крайне недостаточно использовали в прошлом году находящиеся в их распоряжении механизмы, тракторы и транспорт. В результате себестоимость работ, выполненных механизированным способом, превысила себестоимость немеханизированных работ, чем были причинены убытки государству.

При неком улучшении результатов работ МТС в 1949 году руководители многих машинно-тракторных станций Министерства сельского хозяйства допустили очень большие простои тракторов и не обеспечили выполнение установленных норм выработки на трактор. Руководители ряда машинно-тракторных станций нарушали финансовую спецдисциплину. Отпущенные в их распоряжение средства тратились не по назначению. Так, из средств, отпущенных на горючее, израсходовано не по предназначению 51 млн. руб. и из средств, ассигнованных на зарплату рабочих, — 19,7 млн. рублей.

Отдельные предприятия за место экономии допускают перерасход сырья и материалов. Так, например, монтажная контора треста «Артемшахтовосстановление» перерасходовала в 1949 году 429 тонн сортового железа и допустила удорожание строительно-монтажных работ на 592 тыс.руб. В табачной индустрии потери сырья при выработке папирос были на 0,5 проц. выше нормы. Предприятия Главконсерва при производстве консервов перерасходовали 4000 тонн помидоров.

Все еще недостаточна война с потерями в народном хозяйстве. Потери от брака продукции на предприятиях Министерства автомобильной и тракторной индустрии составили за прошлый год многие десятки миллионов рублей. На предприятиях местной индустрии союзных республик потери от брака составили 40.4 млн. руб., потери от понижения сортности продукции — 19, 8 млн. руб. и непроизводительные расходы — 26,6 млн. руб.

Велики утраты в торговой сети. Только товарные потери по основным торгующим учреждениям превысили 1,1 млрд. руб. Из-за больших потерь и других недостатков многие торговые организации систематически не выполняют планов накопления и платежей в бюджет.

Большевистская партия учит, что наши достижения, размах нашего движения вперед в огромной мере зависят от того, как решительно мы ведем борьбу с недостатками в работе. Первейшей обязанностью всех управляющих предприятий и хозяйственных организаций является искоренение недостатков, непримиримое отношение к ним, увеличение большевистской требовательности в работе.

Бюджетная комиссия считает необходимым тормознуть на вопросе использования автотранспорта в стране. На третьей сессии Верховного Совета СССР подымался этот вопрос и обращалось внимание министерства на необходимость улучшения использования транспорта. С тех пор автопарк в стране значительно увеличился. Большое автомобильное хозяйство имеют, в частности, министерства заготовок и пищевой индустрии. Между тем по этому вопросу министерства не сделали надлежащих выводов из критики на третьей сессии Верховного Совета СССР, не приняли нужных мер к наведению должного порядка в автотранспортном хозяйстве, вследствие чего и в истинное время автомобильный парк используется ими совершенно неудовлетворительно: в Министерстве заготовок — только лишь на 40 проц., а в Министерстве пищевой промышленности — на 50 проц.

Нужно потребовать от министерств и ведомств наведения порядка в автохозяйстве, улучшении использования автомашин, направить особое внимание на создание хорошо оборудованных авторемонтных предприятий на улучшение ухода за автомашинами.

Товарищ депутаты! Муниципальный бюджет СССР на 1950 год имеет крупнейшее значение в осуществлении задач 5-ого года послевоенной сталинской пятилетки. Выполнение Государственного бюджета является делом не только лишь финансового аппарата, но и всех министерств, местных Советов, предприятий и учреждений.

Необходим со всей энергией развернуть борьбу за выполнение показателей народнохозяйственного плана и на данной основе не только выполнить, но и перевыполнить доходы Государственного бюджета. Нужно обеспечить строжайшую экономию в расходовании государственных средств.

Все возможности для удачного выполнения Государственного бюджета имеются. Всенародное социалистическое соревнование приобрело необычный размах. Неуклонно растет сталинская армия передовиков промышленности, транспорта, сельского хозяйства, новаторов производства, Героев Социалистического Труда, лауреатов Сталинских госпремий. Непрерывно множатся трудовые подвиги на всех фронтах нашей Величайшей стройки, во всех отраслях народного хозяйства (совокупность средств производства, используемых владельцем (или обществом) для обеспечения своих потребностей), техники, науки.

Русский народ, тесно сплоченный вокруг партии Ленина — Сталина, вокруг нашего возлюбленного вождя и учителя товарища Сталина, уверенно идет вперед, к коммунизму! (Бурные, длительные аплодисменты).

Понравилась статья - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

1 комментарий

  1. Александр

    Автору статьи большой плюс, интересные факты об СССР.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан