Прeзидeнт Дoнaльд Трaмп гoтoв пoдeргaть китaйскoгo дрaкoнa зa усы. Пoд прeдлoгoм кражи умственной собственности USA де-факто объявили торговую войну Китаю. Чем это может обернуться для USA, Евросоюза, Стране восходящего солнца?
На прошлой неделе президент USA Дональд Трамп отдал старт торговой войне с Китаем. Конечно еще во определенное время президентской гонки Трамп называл Китай «валютным манипулятором», обещал ввести «недюжинные меры» против КНР: прирастить на 45% пошлины на импорт всех китайских продуктов, вернуть промышленное про-во из азиатских государств на родину, сделать тысячи новейших рабочих мест и опять сделать Америку Величайшей.
Повод, чтоб потеснить китайского дракона, подвернулся убедительный. Трамп поручил собственному представителю Роберту Лайтхайзеру узнать, следует ли проводить расследование против Китая о нарушении прав при трансфере технологий. Типо за счет воровства умственной собственности китайцы сберегают миллиарды баксов и благодаря этому сделали технологический прорыв.
«Мы защитим авторские права, патенты, ноу-хау и другую умственную собственность, настолько важную для нашей защищенности и нашего процветания», — произнес Трамп.
Американский Указ о торговле от 1974 года разрешает США, вопреки, кстати, нормам ВТО, вводить защитные меры на пути импортируемых продуктов в одностороннем порядке. Лайтхайзер взял под козырек и объявил о начале расследования. Министерство коммерции Китая пригрозило симметричным ответом.
«Газета.Ru» исследовала с помощью профессионалов Всероссийской академии наружной торговли (ВАВТ) Минэкономразвития и РАНХиГС, какие санкции USA ранее вводили против Китая, чем это завершилось. И главное: данный торговый «баттл» 2-ух гигантов не выйдет ли боком для РФ?
В ответе за репрессии к студентам
USA ввели торгово-экономические санкции против Китая после событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года. Тогда оппозиция, посреди которой было много студентов, вышла с девизами «Дадао гуаньдао!» («Долой продажных чинуш!»). Противники режима были недовольны ходом экономических реформ, падением доходов, коррупцией и отсутствием политических свобод. Власти Китая ввели войска и танками подавили выступления оппозиции. В ответ USA, а также Евросоюз и Япония ввели экономические санкции против Пекина.
Разногласий по поводу необходимости санкционного давления меж тогдашним президентом Джорджем Бушем-старшим и конгрессом не было. Конгресс настоял на их ужесточении, добавив ряд мер и критерий к первоначальному варианту санкционного перечня.
Механизм тогдашних санкций не достаточно чем отличается от нынешних, применяемых к РФ. Это запрет на экспорт вооружений в Китай и замораживание сотрудничества в области ядерной энергетики (в том числе запрет на экспорт ядерных и аэрокосмических технологий), а также ужесточение контроля за экспортом продукции двойного (военно-штатского) назначения.
За экзекуцию над оппозицией на площади USA специальным пунктом решили отметить наказание милиции КНР. Насолить решили даже в мелочах. Бизнесу воспретили экспортировать не только лишь оборудование, но и «обмундирование для милиции КНР».
По воззрению экспертов ВАВТ, более серьезных ограничений со стороны USA было два. Во-первых, это контроль за экспортом больших технологий. 2-ая жесткая мера, плохо сказавшаяся на китайской экономике, — ограничения на экспортные кредиты. USA голосовали против выдачи средств Китаю по полосы институтов развития — Глобального банка и Азиатского банка развития.
Под соусом борьбы с терроризмом
Напомним, что Китай, как социалистическая страна с плановой экономикой, и без всяких санкций формально попадал под деяние американского указа Джексона–Вэника, ограничивающего применение режима большего благоприятствования в торговле с нерыночными странами. Но США раз в год (с 1979 года) предоставляли вейвер (отказ от потребности) в отношении Китая.
Даже после событий на площади Тяньаньмэнь USA продолжали каждогоднее предоставление вейвера, распространяя тем самым на китайскую экономику порядок наибольшего благоприятствования.
Другими словами, санкции были весьма выборочными. А к концу 1991 года и совсем ослабли, многие формулировки подверглись пересмотру либо отмене: запрет на дипломатичный диалог был де-факто прекращен. Торговля сверхтехнологичной продукцией тоже восстанавливалась: конечно уже в ноябре 1990 года президент USA одобрил продажу скоростных компьютеров для галлактических спутников, была осуществлена продажа 4 коммерческих лайнеров Boeing.
Оправдание усохшим санкциям подыскали такое — «с целью борьбы против терроризма». К 1993 году санкции USA против Китая сошли на нет. Хотя в полном объеме отношения двух держав восстановились только лишь к концу 90-х.
Если ассоциировать санкции USA против Китая и действующие на данный момент санкции против РФ, то сегодняшний механизм очевидно жестче.
К тому же санкции против Китая чуть просуществовали три года. Санкциям против РФ уже три с излишним года (с 17 марта 2014 года, были введены на последующий день после референдума в Крыму), и смягчать их USA, Канада, Евросоюз, Япония и Австралия не хотят.
СССР выиграл от санкций USA
В конце 80-х, как и в наши деньки, в санкционной войне против Китая поучаствовали испытанные партнеры USA — Евросоюз и Япония. Вобщем, эксперты считают, что европейские страны вводили санкции без интереса.
«Евросоюз ограничился внедрением против Китая формальных санкций, посреди которых более серьезным был запрет на экспорт вооружения в Китай и контроль за вывозом продукции двойного назначения», — докладывают эксперты ВАВТ, уточняя, что данные санкции до сих пор используются ЕС против КНР.
А Япония открыто заявляла о нежелании вводить санкции против Китая. И даже настояла на исключении формулировки «совместные санкции» в декларации G7. Но под давлением USA Япония остановила политический диалог с китайскими товарищами и заморозила выдачу ранее обсужденного кредита в $5,2 млрд.
Меж тем товарооборот Стране восходящего солнца с Китаем в то определенное время превышал американо-китайский товарооборот в 2 раза. (Торговым партнером номер единственный для Китая был Гонконг.) Если бы Япония решила всеполноценно участвовать в санкциях, Пекину пришлось бы совершенно нелегко.
В конце 1989 года фактически все санкционные ограничения со стороны Стране восходящего солнца были сняты.
От санкций USA, ЕС и Стране восходящего солнца в выигрыше оказался СССР. Благодаря падению экспорта сверхтехнологичного вооружения из USA и ЕС в Китай, СССР, а потом и Россия нарастили свое присутствие на китайском рынке военной продукции.
Сейчас на санкциях против РФ тоже зарабатывают сопредельные либо просто дружеские государства. Белоруссия ведет торговлю с нами суверенными хамоном и папайей.
Китай поставил на добрососедство
Позиция Китая в отношении введенных санкций — пересмотр концепции отношений с глобальными центрами силы, в коей главный ударение делался на отношениях Пекин — Вашингтон, в пользу поболее сбалансированной «многовекторной доктрины», отмечают специалисты ВАВТ. Пекин стал уделять больше внимания развитию добрососедских отношений с сопредельными странами.
За два с маленьким года КНР установила дипотношения с 23 странами мира. «Одновременно в фокусе внимания Китая оставалось поддержание диалога с США», — добавляют специалисты ВАВТ.
Русские власти сначала заявляли, что в ответ на санкции сделают разворот на восток, но в настоящее время концепция поменялась: дружим со всеми, кто не поддержал санкции. Либо кто готов от их отказаться.
Итоги санкционного давления на Китай в 80–90-х годах впечатляют: резкое падение характеристик роста ВВП – с 11% в 1988 до 4% в 1989 году и инфляции (в итоге внутренних реформ, но под воздействием наружных санкций) — с 18% в 1989 году до 3% в 1990 году.
При этом китайский экспорт продуктов и услуг продолжал поочередно расти в 1988–1990 годах. Импорт испытал падение только лишь в 1990 году, продолжив рост в 1991 году.
Эффект бумеранга
Утраты американской экономики от внедрения экономических санкций против Китая специалисты ВАВТ оценили выборочно. Во-первых, толика США в общем импорте Китая снизилась с 20% в 1980 году до наименее 10% в 2000 году.
Во-вторых, санкции частично способствовали появлению торгового недостатка в торговле с Китаем — $83,8 млрд, по данным американской статистики, и $29,8 млрд, по данным китайской статистики.
В-третьих, последствия санкций были оценены с точки зрения утрат американских потребителей китайской продукции. В 2000 году импорт USA из Китая составлял от $52 млрд (по данным китайской статистики) до $100 млрд (по данным американской статистики). В связи с тем что по отношению к Китаю закончил применяться порядок наибольшего благоприятствования, потребителям в USA приходилось заплатить поболее высокую стоимость за продукты, импортируемые из Китая. Предположительно, утраты американских потребителей от внедрения санкций могли составить от $2 млрд до $4,24 млрд.
В конце концов, был посчитан эффект санкций на кол-во рабочих мест в USA. Согласно исследованию департамента торговли USA, каждый $1 млрд продуктов, экспортируемых в 1992 году, содействовал предоставлению 15,5 тыс. рабочих мест американским гражданам. Впрямую через компании, специализирующиеся экспортом продукции. Косвенно — буквально через производственные цепочки.
В итоге утраты рабочих мест в USA были оценены в спектре от 461 тыс. до 1,3 млн. Оценки основаны на предположении о том, что недостаток торгового баланса в данный период мог быть устранен за счет роста американского экспорта в Китай путем отмены экспортных ограничений.
Нехорошие последствия для третьих государств, участвовавших в санкциях против Китая, также посчитаны. Заметнее всего лишь санкции воздействовали на изменение толикой основных торговых партнеров Китая в китайском импорте. Толика Японии снизилась с 36% в 1985 году до наименее 20% в 2000 году. Китайский импорт из Евро союза оставался размеренным в течение этого периода — на уровне около 15%.
Случилось существенное сокращение толики Гонконга в импорте Китая — с поболее 25% в начале 1990-х годов до наименее 5% в 2000 году. Это является показателем того, что санкции USA способствовали понижению роли Гонконга в качестве реэкспортера американской продукции в Китай.
В целом толика четырех главных торговых партнеров Китая — Стране восходящего солнца, США, ЕС и Гонконга — снизилась из-за санкций с поболее 70% в 1980 году до наименее 50% в 2003 году. Коллективно с тем значительно увеличилась толика таких государств, как Южная Корея, Малайзия, Сингапур и Австралия.
Как учили в протестантской школе
Всего лишь в период с 1970 по 1989 год USA ввели 25 новейших блоков санкций против разных стран, в период с 1990 по 1999 год — 38 блоков санкций, а в период с 2000 по 2013 год инициировали около 12 блоков санкций. USA — рекордсмен по количеству таких ограничений.
Миссионерство в крови у американцев, отмечает Виктор Мизин, доктор МГИМО.
«США считают себя зияющим храмом на холмике, призванным нести людям мир и справедливость. Это эталон протестантской этики. Так американцев учат в воскресной школе», — гласит Мизин, добавляя, что американский и российский народы похожи в собственном стремлении воспитывать других.
Не факт, что USA, подергав китайского дракона за усы, добьются собственного. Желаемого эффекта от санкций не станет и в отношении РФ. «США вводили весьма жесткие санкции против Ирана, Кубы и других государств, к смене политического режима это не привело. Так же станет невозможно это и в отношении РФ и Северной Кореи», — предсказывает Мизин.
Но на данный момент санкции USA против РФ напрямую оказывают влияние на экономические связи РФ и Китая. «Китайские власти и китайский бизнес если и развивают в настоящее время, после внедрения антироссийских санкций, торгово-экономическое сотрудничество с Россией, то с оглядкой на Вашингтон и Брюссель», — гласит Дмитрий Саприка, доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС.
Вообще все дело в масштабе экономик USA и России. Торговый оборот меж Китаем и Россией порядка $60 млрд. А оборот Китая с USA и основными торговыми партнерами — ЕС и Японией — $1,3 трлн.
За исключением того, Российская Федерация для Китая всего лишь лишь единственный из маленьких рынков сбыта, объем инвестиций китайцев в экономику РФ — 2% от всех инвестиций в остальные страны.
И в конце концов, Россия не является для Китая источником получения новейших технологий, в коих так нуждается китайский бизнес. «Если добавить к этому геополитическую неопределенность в связи с конфликтом на Украине и присоединением Крыма, то понятно, почему официальный Пекин и китайский бизнес не пылают желанием увеличивать экономическое партнерство с Россией», — отмечает Саприка.
Вобщем, если отношения Пекина и Вашингтона совершенно зайдут в тупик, к примеру, из-за ракетно-ядерной ПО Северной Кореи либо на почве защиты умственной собственности.
И если Евросоюз опять поддержит американских партнеров, хотя бы формально, как в 1989 году, тогда Китай в конце концов будет обязан повернуться лицом к умеренному российскому рынку, а также к Белоруссии и Казахстану и у нас, коллективно с евразийскими партнерами, появится шанс заработать на противоборстве двух экономических гигантов.