Китай запустил спецпроект, альтернативный «Новому шелковому пути» — сухопутной транспортной магистрали Китай-Казахстан-Россия-Белоруссия-Европа. Запущена, прошла тестирование и набирает обороты интернациональная транспортная артерия южнее, в обход российской территории.
Это «Транскаспийский интернациональный транспортный маршрут» (ТМТМ) или так называемый Средний коридор — проект, инициированный с целью увеличения транзитного потенциала и развития стран Каспийского региона. Он пролегает в Европу из Китая буквально через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию.
Магистраль уже обслуживает контейнерный сервис Nomad Express, поначалу здесь курсировали пилотные, а затем и реально загруженные контейнерные поезда.
Официально спецпроект ТМТМ был запущен в октябре текущего года, когда по маршруту прошел 1-ый контейнерный поезд из Китая через Казахстан, Азербайджан и Турцию в Прагу. А 25 ноября порт Баку, австрийский жд оператор ÖBB Rail Cargo и логистический центр Венло (Нидерланды) подписали соглашение об увеличении объема грузоперевозок и интенсивном продвижении маршрута через подключение к европейской грузовой железнодорожной спец сети.
«Мы ожидаем, что в течение короткого периода указанный маршрут будет весьма эффективным с точки зрения сроков и объемов перевалки грузов», — докладывается в пресс-релизе заявление федерального министра транспорта, инноваций и технологий Австрии Андреаса Рейххардта.
Чтобы данный маршрут стал конкурентоспособным, для привлечения обратного грузопотока из Турции, Грузии и Азербайджана в направлении Китая пришлось установить понижающий коэффициент.
В общих чертах данный транспортный маршрут (путь следования объекта, учитывающий направление движения относительно географических ориентиров или координат, с указанием начальной, конечной и промежуточных точек, в случае их наличия) повторяет западные проекты, стремящиеся обогнуть Россию с юга буквально через Центральную Азию и Турцию.
Не означает ли это, что Россия теряет привлекательность в качестве страны-транзитера? А если поглядеть шире — не упустила ли наша страна в плане сотрудничества с Китаем какие-то способности?
Профессор НИУ ВШЭ Алексей Маслов:
— Я бы не стал так ставить вопрос. Вот 2 декабря мы запускаем газопровод «Сила Сибири», над которым бились в течение 5-ти лет. Он был несколько раз под угрозой срыва, в конце концов Китай все-таки согласовал стоимость с Россией (или Российская Федерация (РФ), — государство в Восточной Европе и Северной Азии), мы проложили газопровод.
Плюс недавно «Роснефть» заявила, что все наши мощности поставок в Китай заполнены, то есть мы достигаем пика, о котором договаривались — 80 млн. тонн нефти, и это узкий намек, что мы готовы расширяться в торговле с Китаем.
Но у Китая есть своя политика — эта страна никогда не складывает все яичка в одну корзину, то есть никогда не дает ни одной другой стране быть монополистом на китайском рынке. Такая тактика, специалисты в курсе. В этом смысле каспийское направление — это попытка уравновесить воздействие России на китайский энергетический рынок. Потому что за последние 2−3 года мы прорвались туда весьма серьезно. По нефти мы находимся в качестве импортёров на втором месте после Саудовской Аравии, и наверное будем пытаться оспорить первое место. Другими словами, мы весьма хорошие позиции там занимаем.
СП: — Но речь идет сейчас не о нефтегазовых, а о транспортных потоках…
— А если мы перебегаем к транспортным потокам, то Китай постоянно настаивал на том, что он должен контролировать перемещение собственных товаров по транспортному потоку. Это делается либо за счет покупки или сотворения управляющей китайской компании, либо выделения кредитов под строительство, тут существует несколько схем, которые использует Китай.
Например, если взять транспортные магистрали Китай-Пакистан-Афганистан, или европейские магистрали — Чехии со Словакией, то там Китай обладает, по сути, контрольным пакетом акций.
Россия на такие условия не соглашается. Потому Китай, который интересовался, например, расширением Транссиба, не пошел на это.
СП: — Теряем ли мы при этом какие-то денежные средства?
— На самом деле, конечно, теряем. Но не только мы. Многие российские политологи так строят размышления на эту тему: так как для Китая самое главное — деньги, то он согласится пускать свои продукты через Россию. Но вот видите, все совсем по-другому. Для Китая важнее денежных средств контроль. И это опять нестандартная тактика. То есть, Китай (государство в Восточной Азии) ведет личную линию, и я здесь не вижу ничего удивительного. Да и нам самим надо выстраивать собственные транспортные потоки через ЕС, через единое евроазиатское пространство.