Главная / Финансы / Люди, которые поняли, что деньги нельзя есть

Люди, которые поняли, что деньги нельзя есть

Люди, которые поняли, что деньги нельзя есть0

Есть такое выражение, приписываемое американским индейцам: «Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только лишь тогда вы поймете, что деньги нельзя есть».

При этом, когда мы смотрим на подход к бизнесу у отдельных компаний, возникает ощущение, что они таки рассчитывают питаться деньгами в будущем. И печальные действия с лесами Сибири, которые по заявлениям силовиков произошли в результате нелегальной вырубки — лишнее тому подтверждение.

В России это особенно сильно ощущается, в следствие выращенного отношения к бизнесу как к чему-то жесткому, обезличенному, нацеленному только на прибыль. С одной стороны (Сторона — на Руси название местности, края, региона, государства (пример: Во Французской стороне … .), от этого — страна) этому восприятию способствуют просто предрассудки, рожденные на стыке русского отношения к «буржуям», колорита 90-х, молодой и нестабильной модели рынка в РФ, а также нытья вечно недовольных и обиженных.
Но отчасти это отношение к бизнесу сотворено отдельными его представителями, которые действуют в четком соответствии с постулатом Карла Маркса: «при 300% [прибыли] нет такового преступления, на которое он [капиталист] не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».

А сейчас, представьте, что такими будут все. Что не будет бизнеса, который пытается делать полезные вещи, не будет Илона Маска и его электромобилей и зарядных станций, не будет альтернативных источников энергии, фильтрации воды, переработки мусора и безотходных производств. Просто напросто включаем жизнь по принципу «после нас — хоть потоп», веселимся на полную и оказываемся в мертвой пустыне уже к концу этого столетия.

К счастью, значительное число бизнесменов, после того как управляются с базовой задачей обеспечения прибыли для компании, начинают обращать внимание и на социальную ответственность. Так бизнес начинает вводить «белые» схемы по налогам, формируются комфортабельные условия труда для персонала, появляется какая-то благотворительность и даже соучастие в жизни города и страны путем субботников, гражданских инициатив и так дальше.

Вот только есть нюанс: у нас в стране социальную ответственность последнее время также начали монетизировать, пытаясь впихнуть в нее рекламу. Отсюда начинается уход в другую крайность, когда возникает социальная ответственность бизнеса и отдельных людей, которая никак не афишируется, чтобы это не было расценено как «неотзывчивый PR».

На самом деле, и то и другое плохо. Если вы делаете что-то не плохое, надо делать это известным, хотя бы ради того, чтобы подавать неплохой пример окружающим. По работе в благотворительной сфере я сам знаю, как влияет на бизнесменов рассказы о том, что «А вот Василий Петрович в прошедшем месяце дал 10 000 на детский дом». Тут же встает его знакомый Иван Иваныч и гласит, что он тоже хочет 10 000 дать в детский дом. И дело не в том, что они хотят выпендриться друг перед другом (выпендриваются такие люди обычно автомашинами, часами и женами), а в том, что «оказывается так можно было!». Особенно когда люди понимают о каких суммах идет речь, для многих это столь удивительно и неожиданно, что они аж жаждут принять участие.

Поэтому, говорить о том, что вы помогаете нужно. И в этой статье как раз расскажу про некоторые примеры идеального, на мой взгляд, баланса настоящей помощи и ее освещения.

Авто-дилер без автомобилей

Несколько месяцев назад мне необходимы были автомобили для обслуживания крупного мероприятия в Москве — вручения литературной премии «Новенькая фантастика» начинающим авторам. Речь шла всего про 4 автомобиля на 2-3 дня, и в моем представлении это было достаточно простая и интересная коллаборация.

Некоторые бренды отказали по причине того, что у них уже были запланированы культмероприятия на это время. Пара премиальных брендов решили, что такой формат культмероприятия им не интересен. Ни к первым, ни ко вторым нет ни претензий ни вопросов — ответственные лица поглядели на наше предложение и приняли решение.

Удивили лишь два автосалона схожих брендов Toyota и Lexus в Москве, где отказались даже рассматривать предложения с формулировкой «Ой, нет, у нас нет машин для культмероприятий». Это выглядело особенно смешно на фоне 8 стоящих перед автосалоном тест-дравовских машин только лишь у Lexus. Вообще это звучит также глупо, как фраза продавца «у меня нет времени продавать автомашины».
Ну да ладно, дело хозяйское.
В итоге мы договорились с компанией РОЛЬФ, официальным дилером ŠKODA. И вот что любопытно: их отел маркетинга в первую очередь спросил не о том «а что мы за это получим». Нет, узнав, что это культмероприятие социальной направленности сначала спросили «какие автомобили нужны и что надо от нас еще». И уже когда мы договорились, уточнили какие будут бонусы по освещению их в качестве напарника премии.

Что характерно — сам дилер тут же разместил новость о поддержке мероприятия у себя на веб-сайте, прислал своего фотографа на мероприятие и после вручения премии разослал пресс-релиз с упором на то, что РОЛЬФ ŠKODA поддержали юных писателей.   

Почему это хорошо? Потому что в данном случае позиция организации — помочь, и потом рассказать об этом. И это действительно благотворительность. Я не удивился, когда уже в салоне мне поведали сотрудники о регулярной помощи детским домам и поддержке разных благотворительных и социально-социально-важных культмероприятий.

У РОЛЬФ есть желание помогать, и когда помощь случается — да, надлежащие сотрудники это освещают. На мой взгляд это оптимальный подход к благотворительности. И уверен, он приносит собственные плоды.  

Анти-олигарх

Только в этом году я узнал о большом и большом благотворительном фонде Игоря Рыбакова и его жены Екатерины. И с одной стороны тут нет ничего необыкновенного — почти у каждого крупного бизнесмена есть какая-то благотворительность. Но эта эпопея интересна тем, что она настоящая, ведь в данном случае благотворительность (оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается) — это не попытка задобрить общество, «подмазаться» к сильным мира этого или откупиться от высших сил за грехи.

Людей, которые заводят себе фонд «чтобы было» весьма хорошо видно! Утром они жертвуют перед объективами камер 200 000 рублей детскому дому, а уже вечерком улетают на выходные кататься на лыжах вместе с несколькими моделями, заплатив за данный отдых (без учета оплаты времени (форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения) моделей) $20 000.

Тут же все иначе, ведь каждую программку фонда курирует кто-то из Рыбаковых: те что больше относятся к бизнесу (деятельность, направленная на систематическое получение прибыли) и лидерству курирует Игорь, а те что больше ориентированы на детей и образование — Екатерина. Если добавить к этому высказывания Игоря в различных интервью и посмотреть сколько времени он тратит на благотворительность, становится понятно, что в его случае это вправду желание дать что-то миру и изменить свою страну в наилучшую сторону.

И уж если продолжать сравнение, то Игорь Рыбаков — прямая противоположность традиционного олигарха. Классический вариант — это человек, который крайне удачно приватизировал некие сверхприбыльные активы в стране, и таким образом смог разбогатеть. Игорь не оседлал нефтяную трубу, а сделал бизнес с нуля, действительно заработал свои деньги, а теперь употребляет заметную часть этих денег и своего времени, чтобы сделать нашу страну лучше.

Да, вы сможете сказать что на Рыбаковых работает целый штат PR-щиков, у Игоря (мужское русское личное имя скандинавского происхождения) еще и свой Ютуб канал, поэтому он далеко не образец скромности. Соглашусь. И не вижу в этом ничего отвратительного, ведь в отличие от приведенного выше примера олигарха (разумеется, совершенно абстрактного), то что он делает значительно перевешивает количество PR, которое он в ответ получает.

«Зазнавшиеся» фантасты

То, как распространен штамп «зазнавшихся звезд» думаю объяснять никому не требуется. Очевидно тут нет дыма без огня и зазнавшихся звезд хватает. Опять же, есть в творческой среде люди (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры) просто напросто с тяжелым или неприятным характером.

Но есть и те, кто несмотря на характер или странности в поведении, испытывают то самое желание отдавать и воплощают его в жизнь. Есть весьма достойные примеры Чулпан Хаматовой и Константина Хабенского, которые от всей души и самоотверженно занимаются помощью детям.

Впрочем, рассказать я хочу про неких писателей (писательница (реже литератор) — человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата)), которые решили сотворить и вовсе немыслимое! Создать себе соперников, поддержав начинающих писателей в своем же жанре и дав им дорогу в жизнь.

Вообщем разного рода конкурсы и клубы по интересам вокруг литературы есть повсеместно и в огромном количестве. Однако наблюдая мир искусства изнутри около 30 лет, могу сказать, что значительное большинство подобных мест — тусовки «для своих» и раздача призов и наград по принципу «кто больше друг».

Но, естественно же есть исключения, о которых и пойдет дальше речь.

Юрий Никитин, он же Гай Юлий Орловский — один из самых публикуемых русских и российских писателей в жанрах фантастики и фентези, постоянно получал в собственный адрес упреки и критику со стороны коллег по цеху. То его обвиняли в отсутствии литературного образования, то называли циничным человеком, который пишет ради денег, а как только у него снизились тиражи (при этом тогда снижение тиражей шло в целом по стране, а не отдельно у Никитина), отрадно загомонили «Смотрите — он исписался! Закончился Никитин!»

Несмотря на не самое дружеское окружение, Юрий Никитин чувствовал желание помогать новичкам, и основал «Клуб любителей фантастики» в рамках которого не только лишь собирал литературные встречи, но и учредил премию «Золотая чаша» для начинающих авторов. Призом был кубок из чистейшего золота и публикация в сборнике. И так как официальных данных о спонсорах премии нет, есть мировоззрение, что призы Никитин оплачивал сам, просто не афишируя это.

Причем забавно, что никакого ужаса перед конкурентами у него нет. Писателю в 2019 году исполняется 80 лет, а он до сих пор пишет свежие книги и издает их тиражами, которые многим российским авторам сегодня даже и не снились.

Есть схожая история и в США — путешественник, писатель и философ Л. Рон Хаббард, по его собственному признанию, до 1945 года был узнаваемым и богатым человеком, который наслаждался жизнью. Он был одним из самых узнаваемых писателей художественной литературы в США, чьи книги читали около 30 млн американцев, Голливуд часто обращался к нему за новыми сценариями или за помощью в исправлении уже написанных. Он был членом интернационального Клуба Путешественников и руководил важными экспедициями, например тестировал макет навигационной системы LORAN, которую позже ставили на большинство кораблей в мире.

После 2-ой Мировой войны, где он командовал противолодочными кораблями и из за ранений был комиссован, он возвратился еще и героем, и… инвалидом. Жена, прихватив ребенка, ушла от него в поисках мение проблемного мужа, но он смог восстановиться и вернуться к работе. Правда за место художественных книг он написал и опубликовал книгу по самопомощи «Дианетика» — по сущности альтернативный взгляд на модную в то время психотерапию и психоанализ.

Как только книжка набрала большую популярность, на Хаббарда обрушились потоки желчи и критики со стороны психологов и психотерапевтов. Когда критика не посодействовала, в ход пошли откровенная клевета и ложь.

В общем спокойная и комфортная жизнь завершилась и вплоть до 80-х годов Хаббард регулярно получал в свою сторону спецатаки со стороны конкурентов, недовольных и просто сумасшедших.

И хотя на тот момент Хаббард был уже дико известен, имел очень много денег и несколько миллионов последователей собственной философии, в 1983 году вместе со своими старыми друзьями, такими как Рей Бредбери, Айзек Азимов и Роджер Желязны, он организовал конкурс для начинающих авторов «Литераторы будущего» (Writers of the Future). Главными призом конкурса стало золотое перо в хрустале, $5000 и вероятность публикации в антологии конкурса.

Сегодня этот конкурс продолжает существовать, и сотни людей, которые с тех пор стали призерами или фаворитами в нем, получили помощь в старте карьеры. И хотя не все стали звездами эта обычная инициатива сделала их жизнь (основное понятие биологии — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических) лучше, позволив заниматься любимым мастерски. Литературные критики, кстати, тоже считают, что конкурс (соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу) очень даже посодействовал англоязычной фантастике.

И что?

Я специально привел разные примеры выше: кое-где речь идет о миллионах, которые выделяются очень богатыми людьми, а кое-где речь о довольно простой поддержке на взаимовыгодных условиях, а где-то и совсем безвозмездный вклад в культуру. Все эти истории объединяет одно — желание помогать иным, и стремление отдавать вовне больше, чем получаешь. И само осознание того, что такие люди есть и что они есть с нами в одном пространстве важно.

Лично мне это дает надежду на будущее, и сохраняет веру в людей.

Понравилась статья - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан