Главная / Финансы / Российская пропасть растет: Олигархи богатеют, бедные нищают

Российская пропасть растет: Олигархи богатеют, бедные нищают

Российская пропасть растет: Олигархи богатеют, бедные нищают

Соц неравенство в РФ вырастет по итогам 2018 года, после того, как достигнуло минимума в 2017-м. Об этом сообщается в отчете «Комментарий о регионе и бизнесе», коий подготовила Высшая школа экономики.

Коэффициент Джини (индикатор имущественного расслоения, воспринимает значения от нуля в случае безоговорочного равенства до единицы​ в случае безоговорочного неравенства), коий безпрерывно понижался с 2011 года, в 2017 году составил 0,41. Ниже он опускался только лишь в 2005 году (0,409), а максимума достигнул в 2006 году (0,422). Но за девять месяцев 2018 года левел неравенства снова вырос (в сопоставлении с январем-сентябрем 2017 года — с 0,400 до 0,402). К этому привел опережающий рост доходов 20% более обеспеченного населения в сопоставлении с доходами 40% беднейших людей (на 4,84% и 3,08% соответственно).

Вот как, по оценкам Центра совершенствования ВШЭ, изменялась структура доходов населения в январе-сентябре 2018 года. Более высочайшими темпами росла оплата труда, включая сероватые зарплаты (6,33%). Ниже был темп роста других доходов (4,4%), соц выплат (2,52%) и доходов от предпринимательской деятельности (1,55%). Доходы от принадлежности снизились на 7,41%. Драйверами роста доходов более обеспеченной группы населения были оплата труда и «остальные доходы», считают специалисты.

В то же время по итогам 3-х кварталов этого года низкая инфляция (2,5% — малое значение за постсоветское время) сопровождалась пониженными темпами инфляции для очень бедных (1,2%). В 2017 году конкретно такая ситуация стала одним из причин понижения неравенства.

Как отмечает создатель отчета, эксперт Центра совершенствования Светлана Нисихина, более низкая инфляция для очень бедных в русской мировой экономике эпизодически наблюдалась и ранее (к примеру, в 2011 году), но часто фиксируется только лишь с 2016 года. В 2017 году индекс потребительских цен составил 3%, а индекс прожиточного минимума — 1%. По итогам 2018 года индекс потребительских цен может составить около 4%, что может привести к повышению характеристик социальной дифференциации.

Согласно прогнозу Центра совершенствования, в 2019 году потребительская инфляция может ускориться до 5,1%. Заметим, ЦБ ждет по итогам 2019 года инфляции 5,5%. Совместно с тем, по прогнозу Минэкономразвития, рост настоящей зарплаты в 2019 году замедлится до 1,4% после ожидаемых 6,9% по итогам 2018 года.

Ускорение потребительской инфляции и замедление роста (процесс увеличения какого-либо качества со временем) зарплат спровоцируют повышение неравенства, считают специалисты.

Напомним: толика очень бедных в популяции РФ в 2017 году составила 13,2%, и на данный момент правительство именует своим основным приоритетом ее понижение в два раза за последующие 6 лет. По воззрению Счетной палаты, это фактически нереально, так как главный момент для ее понижения — темп роста зарплат — в 2019—2024 годах не превзойдет 1−2,5% в год.

Как в действительности обстоит дело с неравенством, а также с перспективами имущественного расслоения (непрерывное сюръективное отображение π : X → B {displaystyle pi colon Xto B} между топологическими пространствами) общества?

— В мировом «табеле о рангах», в части расслоения населения по доходам, Российская Федерация смотрится весьма непринципиально, — считает доктор экономических наук, независящий эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — На деле, по этому показателю мы находимся на уровне государств Африки. Дело в том, что коэффициент Джини всегда становится высочайшим, если в стране отсутствует прогрессивный подоходный налог. В этом случае у гос-ва не хватает средств на социальную оборону, и социальные трансферты всегда невысоки. Напомню к месту традиционный признак общественного гос-ва: бюджет системы общественного страхования, плюс бюджет органов социальной помощи должен быть больше, чем муниципальный бюджет.

«СП»: — В РФ это не так?

— Далековато не так. У нас разница меж расходами госбюджета с одной стороны, и бюджетами соцстраха и органов соцподдержки с другой — большая. Прежде вообще всего просто потому, что в РФ весьма низкие ставки страховых взносов.

Я, к примеру, не раз гласил, что русские трудности с пенсионным обеспечением — чисто рукотворные, и связаны они с соц реформами нулевых годов (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)). Когда ставку страховых взносов с 29% снизили до 20%. Позже ее подняли до 22% — в то время как сбалансированный адекватный тариф составляет 26%. Из-за того, что в тарифе не хватает этих 4%, и выходит недостаток в Пенсионном фонде.

Ситуацию с расслоением ухудшает плоская шкала подоходного налога, что не разрешает подпитывать органы гос соцподдержки в регионах. Районам, замечу, совершенно не хватает средств, кои они получают на эти цели — и из федерального бюджета, и из собственных собственных. Все же в РФ немалая часть региональных бюджетов — дефицитная.

«СП»: — Как смотрятся перспективы роста неравенства (в математике — отношение, связывающее два числа или иных математических объекта с помощью одного из перечисленных ниже знаков)?

— Известна позиция Минфина и правительства: действующая система налогообложения не конечно будет изменена. У нас с 2019 года начинается только лишь налоговый маневр, коий заключается в постепенной отмене экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (с сегодняшних 30% на 5 процентных пунктов в год в течение 6 лет) с одновременным увеличением НДПИ. Но маневр принципно картину с налогами не меняет.

Это означает, в РФ конечно есть все предпосылки для увеличения расслоения по уровню реальных доходов (денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени).

«СП»: — Высшая школа экономики считает, что увеличение пенсий затормозит данный процесс. Это так?

— Да, президент Владимир Путин в собственном августовском телеобращении дал обещание, что к 2024 году пенсии возрастут до 20 тыс руб. По его словам, в близкие 6 лет пенсии будут возрастать в среднем на 1 тыс.

Но тут надо осознавать: пенсии будут повышаться только лишь для неработающих пожилых людей, а работающие пожилые люди как и раньше не будут получать индексацию. Плюс, группа работающих пожилых людей конечно будет сокращаться, просто потому что конечно будет повышаться пенсионный возраст.

Так что согласиться с профессионалами ВШЭ в этом моменте — торможении процесса расслоения путем увеличения пенсий — я никак не могу.

Вообщем должен сказать, когда в подобные расчеты врубаются сероватые доходы — к примеру, от забугорной принадлежности, — они всегда являются оценочными. Это значит, что выводы ВШЭ о сокращении имущественного расслоения в последнее время — только модельные характеристики. Они смогут быть как близки к действительности, так и весьма от нее далеки.

На мой взор, надежды на сокращение общественного расслоения в РФ являются не очень обоснованными. По последней мере до тех пор, пока сохраняется сегодняшний порядок: подданный при доходе до 85 тыс рублей в месяц несет налоговое тяжкое бремя 40%, а при доходе выше 1 млн. рублей — вообще всего 26−27%. Выходит, чем богаче человек в РФ, тем меньше он несет социальной ответственности. Таковой механизм только лишь подталкивает соц расслоение.

— Любопытно, что один-единственный из наших основных либеральных исследовательских центров — ВШЭ — заинтересовался соц неравенством, — отмечает декан факультета социологии и политологии денежного института при правительстве РФ Александр Шатилов. — Ранее либералы эти вопросы опускали. И только на данный момент, когда неувязка стала острой для политического режима РФ, она вдруг стала дискуссироваться по спец линии либеральной общественности. Думаю, наши либералы решили поиграть против державников и на соц поле.

Сейчас о раскладе по доходам и соц способностям в современном русском обществе. Разрыв в доходах населения (в демографии — совокупность людей, живущих на Земле (население Земли) или в пределах конкретной территории — континента, страны, государства, области и так далее) в РФ, несомненно, чувствуется очень. Статистика подтверждает, что сверхбогатые у нас богатеют, даже невзирая на кризисы, а небогатые беднеют.

Но справедливости ради отмечу, что во многих социологических исследовательских работах на эту тему находится формально-объективистский подход. Мол, вот имеются опросы публичного представления, вот статистика — и все числа подтверждают, что разрыв меж богатыми и бедными вырос.

На деле, нет ничего более коварного, чем статистика. Опросы публичного представления также нередко не демонстрируют реального расклада сил. Скажем, если гласить о вещественном благополучии россиян, то на данный момент положение рядовых людей, и даже малообеспеченных слоев населения несопоставимо с тем, что было в «лихие 1990-е». Сейчас это положение куда более подходящее — и с точки зрения заработка, и по наличию рабочих мест, просто потому что отсутствие работы в разы меньше. Я даже не говорю о том, что у части населения РФ сейчас имеется собственная «подушка защищенности» в виде скоплений, изготовленных в «жирные 2000-е».

На деле, главная неувязка в том, что наши олигархи не торопятся делиться с обществом, а у власти не хватает политической воли, чтоб ударить по столу кулаком. Но пока эта неувязка не является критической для власти, и не несет опасности появления политической и социальной непостоянности.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

В католической церкви зреет раскол, Ватикан атакуют сепаратисты

Что ожидает глобальное христианство и как оно будет меняться, порталу Katholische Kirche in Deutschland ...