Главная / Культура / Святой русский Жан

Святой русский Жан

Святoй русский Жaн

Пaмяти святитeля Иoaннa Шaнxaйскoгo и Сaн-Фрaнцисскoгo

Святoй Иoaнн Тoбoльский, чью пaмять мы oтмeчaли сoвсeм нeдaвнo, был пeрвым в рoду Мaксимoвичeй, ктo пoлучил эту фaмилию. Пo имeни отца – 1-го из филантропов Киево-Печерского монастыря в XVII в. «обывателя» Максима по прозвищу Васильковский (от городка своего происхождения Василькова). А достойным как земной, так и небесной славы первого Максимовича стал его полнейший тёзка святитель Шанхайский и Сан-Францисский.

Святогорье – Полтава

Человек, которого при жизни называли святым и «ангелом» в Шанхае, Париже, Брюсселе, Белграде и Сан-Франциско появился на свет 4 июня 1896 года в городе Адамовка Изюмского уезда Харьковской губернии неподалеку от Славянска. Тут находилось имение его родителей – уездного предводителя дворянства Бориса Ивановича Максимовича и его супруги Глафиры Михайловны Стефанович-Севастьянович.  

Мальчугана назвали Мишей. А в 1914 г. молва о нём — конечно уже выпускнике Полтавского кадетского корпуса, дерзнувшем в нарушение устава перекреститься в строю на кафедральный собор, — дошла до архиепископа Антония Храповицкого. Тот стал находить встречи с необыкновенным юношей. В итоге знакомство случилось, и Михаил Максимович на десятилетия остался подопечным владыки Антония, коий в 1920 г. станет первоиерархом Российской православной церкви за рубежом (РПЦЗ).

Святой русский Жан

1911 г. Ему предначертано стать чудотворцем

Харьков – Белград

По окончании кадетского корпуса Миша собирался подавать документы в Киевскую духовную академию, но по настоянию родителей поступил на юрфак харьковского Правительского университета, коий окончил в 1918 г. Вообще все это определенное время – собственно с юношества – самостоятельно изучал духовную литературу.

В годы штатской войны его арестовывали как большевистские, так и украинско-германские власти. В 1920 году Максимовичам пришлось эмигрировать. После нескольких месяцев скитаний они осели в Сербии. Миша поступил на богословский факультет Белградского института и подрабатывал продажей газет.

Святой русский Жан

1960-е годы. В редчайшие минуты не «богословия действия»

В 1926 году митрополит Антоний постриг Максимовича в монашество с именованием Иоанн в честь святителя Иоанна Тобольского, а потом и в диаконы. В конце 1926 года Иоанн Максимович стал иереем.

В 1927 году он был назначен педагогом богословия и церковной рассказы в Духовную семинарию македонского городка Битола – центра Охридской епархии. Тогдашний епископ Охридский, величавый сербский святой Николай Велимирович извещал семинаристов: «Дети, слушайте отца Иоанна; он — ангел Божий в людском образе».

Да ученики и сами это лицезрели: их педагог строго постился и ел раз в день. На Страстной неделе не воспринимал он ничего за исключением одной просфоры в денек. «Когда наступала Величайшая Суббота, его тело было абсолютно истощено, – докладывает житие святителя. – Но в денек Святого Воскресения он оживал, его силы ворачивались. На Пасхальной заутрене он ликующе восклицал “Христос воскресе!” как будто Христос воскрес конкретно в эту святую ночь. Его лицо сияло. Пасхальная удовлетворенность, которой светился сам святитель, передавалась всем в храме».

Служил он всякий день. Евангелие он понимал наизусть (разумеется, с детства) и говорил события из Святого письма так, как как будто они свершались у него на очах. Отец Иоанн никогда не «отходил ко сну», а если засыпал, то внезапно – от изнеможения. К примеру, во определенное время земного поклона перед иконой.

Битола – Шанхай

В 1934 году синод РПЦЗ провозгласил о. Иоанна на должность епископа Шанхайского. В архиереи рукоположил его митрополит Антоний. Архиепископу Харбинскому Димитрию он тогда написал: «Как мою душу, как моё сердечко посылаю к Вам Владыку Епископа Иоанна. Данный маленький, слабенький физически человек, по виду практически как дитя — конечно есть чудо аскетической стойкости и строгости в наше определенное время всеобщего духовного расслабления».

Святой русский Жан

1934 г. 1-ая служба в Китае

В декабре епископ Иоанн прибыл в Шанхай, где тогда жило около 50 тыс. российских беженцев. Конкретно при нем они стали общиной в подлинном смысле слова. По благословению владыки и при его инициативном участии были построены лечебница, гимназия, дома престарелых, столовая, коммерческое училище. Предстоятель шанхайцев устроил для сирот и ребят бедняков приют. Неких он сам вылавливал в трущобах (а кое-кого и выкупал из неволи). В общей трудности за 15 годов через приют прошло 1500 ребят.

Епископ лично преподавал Указ Божий и воспринимал экзамены по данному предмету.

Святитель воспринимал прямое роль в жизни всех эмигрантских учреждений, при этом продолжая раз в день служить Литургию. После службы он заурядно оставался в алтаре по два либо три часа. «Как тяжело оторваться от молитвы и перейти к земному», – пояснял властелин.

Но к земному обязательно переходил – в взаимосоответствии с собственноручно прописанными принципами: «Заботясь о спасении душ человечьих, нужно держать в голове, что люди имеют и телесные потребности, звучно заявляющие о для себя. Нельзя проповедовать Евангелие, не проявляя любовь в делах… Настоящее христианство не состоит в умоотвлеченных рассуждениях и учениях, а реализуется в жизни».

Он успевал посещать кутузки, проведывать прикованных к кровати. Уже в данный период стали известны случаи исцеления безнадёжно прикованных к кровати по его молитвам. Как-то святителя Иоанна попросили срочно причастить умирающего. Взяв Святые Дары, святитель отправился в лечебницу (куда и так чуток ли не раз в день ходил). Не дойдя до кровати тяжело прикованного к кровати, он увидел веселого парня, играющего на гармошке, которого конечно уже готовили к выписке. Святитель подозвал юного человека со словами: «Хочу на данный момент тебя причастить». Тот, естественно, исповедовался и причастился. Сопровождавший архиерея священник в недоумении спросил, почему властелин предпочёл выздоравливающего человека умирающему. Святитель ответил: «Он умрет сейчас ночью, а тот, коий тяжело болен — станет жить конечно еще много лет». Так и случилось.

Как и Иоанн Тобольский, Иоанн Шанхайский никогда не прогуливался «в гости», но нуждающимся в помощи мог явиться в хоть какое время. «Его нередко можно было созидать в ненастную погоду, в поздний час, идущего по улицам Шанхая пешком с посохом в руках и в развевающейся от ветра рясе, – повествует житие. – Когда его спрашивали, куда он направляется в такую погоду, святитель отвечал: “да тут недалеко, надо навестить такового-то либо такую-то”. И когда его подвозили, то это «недалеко» часто было два-три километра».

Вот что докладывали прихожане Шанхайской епархии митрополиту Харбинскому: «Во вообще все трудные моменты публичной жизни мы лицезреем его, идущим впереди и защищающим нас и извечно русские устои до последней объективной возможности, или же призывающим к жертвенности; вообще все сектантские организации и инославные вероисповедания поняли и понимают, что война с таким столпом православной веры очень трудна; наш святитель безустанно навещает церкви, клиники, школы, кутузки, учреждения светские и военные, всегда принося своим приходом ободрение и веру. Со денька его приезда ни единственный больной не получил отказа в его молитвах, личном посещении, а по молитвам святителя многие получили облегчение и излечение. Он, как факел, освещает нашу греховность, как колокол будит нашу совесть, зовет нашу душу на подвиг христианский, зовет нас, как пастырь хороший, чтобы мы хотя на минутку отвлеклись от земли, прозаической грязи, и построили очи собственные к небу, откуда только лишь и приходит помощь. Он конечно есть тот, коий, по словам святого апостола Павла, образ конечно есть верным словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою (1 Тим. 4:12)».

В годы японской оккупации, после того как два председателя Российского эмигрантского комитета были убиты и колонию окутал страх, святитель, невзирая на угроза для жизни, стал временным главой общины.

В 1948 г., когда к Шанхаю стала подходить армия Мао, управление Международной организации по делам беженцев обратилось к государствам — членам с призывом о предоставлении временного приюта беженцам. Из 18-ти стран (в т. ч. настолько обширных как Канада, USA, Франция, Англия) на призыв откликнулись только Филиппины. Русским для временного поселения была выделена необитаемая часть о. Тубабао. Беженцы жили тут в палатках под неизменной угрозой ураганов, так как Филиппины размещены в области наивысшей плотности зоны тайфунов. Иоанн Шанхайский каждую ночь обходил лагерь, с 4 сторон света осеняя его крестным знамением. И за два с излишним года российского поселения Тубабао только лишь раз оказался под опасностью грозного циклона, да и тот в последний миг сменил цикл.  

Святой русский Жан

Сводная схема маршрутов тихоокеанских тайфунов с 1980 по 2005 г.

Только после того же как властелин Иоанн, преодолев массу искусственных препятствий, достигнул от властей USA согласия на приём беженцев, тайфун разнёс табор.

Тубабао – Париж

В 1950 году Архиерейский собор провозгласил владыку архиепископом Брюссельским и Западноевропейским. При этом за ним сохранялось и координирование русскими церквами в Китае и на Филиппинах, приходами Шанхайской епархии, перебравшимися в Гонконг, Сингапур, Австралию и др.

Прибыв во Францию, святитель отслужил панихиду в Марселе на месте убийства покровительствовавшего русским беженцам короля Югославии Александра Карагеоргиевича. Местные клирики постыдились служить на оживлённой и нечистой улице портового городка. Тогда властелин взял метлу, вымел тротуар и возложил на него епископские коврики для службы.

Находились и «русские европейцы», стыдившиеся самого владыки, фактически аскетизм проявлялся и в его виде: ходил он либо босым, либо, когда выпадал снег, в сандалиях, а рясу из самой дешевенькой ткани донашивал до дыр. «Так, в парижском лазарете лежала одна правоверная, стеснявшаяся прибытия к ней оборванного босого епископа, – продолжаем чтение жития. – Но когда тот появился, француженка на примыкающей койке ахнула: “Какая же вы счастливая, имея такового духовника! Моя сестра живет в Версале, и когда ее малыши заболевают, она выгоняет их на улицу, по коей обычно прогуливается епископ Иоанн. После того, как он благословляет ребят, они сходу же поправляются. Мы зовем его святым”… О нем писали из Парижа: “Он живет конечно уже вне нашей плоскости. Недаром молвят, что в одной из парижских церковных церквей, священник произнес, обращаясь к молодежи: вы требуете доказательств, вы гласите, что на данный момент нет ни чудес, ни святых. К чему вам теоретические подтверждения, когда на данный момент по улицам Парижа прогуливается живой святой — святой Жан Босой».

В Западноевропейской епархии властелин ввёл почитание западных святых периода до отделения Ватикана от Церкви. Так в православных храмах стали поминать небесную покровительницу Парижа Женевьеву (Геновефу), просветителя Ирландии святого Патрикия (внесенного в РПЦ в месяцеслов в этом году) и других западных праведников, прославленных до откола. Этим он также завлекал коренных обитателей к православию – извечной вере христианской Европы. Властелин содействовал учреждению для православных приходов латинской обрядности (с сохранением григорианского календаря), изданию богослужебной литературы на французском и нидерландском языках.

При архиепископе Иоанне в Брюсселе был воздвигнут храм св. праведного Иова Многострадального в память царя-страдальца Николая Александровича – за 20 лет до канонизации страстотерпца даже забугорной церковью.

Брюссель – Сан-Франциско

В 1962 году властелин Иоанн возглавил Сан-Францисскую епархию. И тут, несмотря на преклонный возраст, не прекращал он посещать страждущих.  

Любовь святителя проявлялась и в требовательном отношении к «расслабленной» калифорнийской пастве. В один прекрасный момент он вызнал, что кое-кто из прихожан намедни воскресной литургии пошёл на вечеринку по случаю Хэллоуина. Властелин также отправился на «пати», молчком обошёл зал и вышел. А днем на службе он прочитал указ «О недопустимости роли в развеселениях в канун воскресных и торжественных служб». «Священные правила повествуют, чтоб кануны торжественных дней проводились христианами в молитве и благоговении, – говорилось в нём. – Ввиду этого бывшие в канун воскресенья либо праздника на балу либо подобных утехах и увеселениях не смогут на последующий день участвовать в хоре, прислуживать, заходить в алтарь и становиться на клирос».

Благодаря святителю Иоанну был построен наикрупнейший храм российского зарубежья – кафедральный собор Сан-Францискской епархии в честь иконы «Всех скорбящих Радость». К водружению крестов приурочили всеепархиальный Крестный ход. Но в данный день случился наисильнейший ливень. Святитель, не обращая на то внимание, вышел во главе шествия и стихия унялась. При воздвижении головного креста появилось солнце, и на него – ярко зияющий – сел белоснежный голубь.

Святой русский Жан

В 2006 году в этом храме прошёл IV Всезарубежный Собор РПЦЗ, принявший решение о движении к воссоединению с Столичным патриархатом. Своё же личное отношение к РПЦ святитель Иоанн Шанхайский высказал конечно еще в 1951 году: «Я всякий день на проскомидии поминаю Патриарха Алексия. Он Патриарх… В силу событий мы оказались отрезаны, но литургически мы едины. Российская Церковь, как и вся Правоверная Церковь, соединена евхаристически, и мы с ней и в ней (выделено мною. – В.Б)».

Не забавны ли после этого пробы некоторых современных украинских епископов втиснуть Иоанна Шанхайского, Иоанна Тобольского и иных святых уроженцев Малороссии, Новороссии, Слобожанщины, Карпатской и Холмской Руси в некоторый «сонм украинских святых», отдельных от российских, от Российской Церкви? Святитель Иоанн Шанхайский писал: «Пастырю нельзя уклоняться от роли в общественной жизни, но участвовать в ней надо в качестве носителя Христова указа… Пастырь может давать духовное освящение явлениям жизни, чтобы его пасомые знали путь, которого держаться, и являлись бы христианами как в собственной личной жизни, так и в публичной. Архипастырь должен уметь каждому дать совет духовный: и монаху отшельнику, очистительному душу от помыслов, и царю, устрояющему державу, и полководцу, идущему на ругань, и обычному гражданину».

Земля – Небо

Как засыпал святитель во определенное время молитвы перед иконой, так и упокоился навечно – перед Курской-Коренной в Сиэтле 2 июля 1966 года. 6 дней не прекращался поток прихожан к телу возлюбленного архипастыря, которое конечно уже в эти деньки явило нетленность. Буквально через 27 годов комиссия в составе 3-х архиереев повторно изучила останки святителя. Оказалось, что железный гроб во многих местах проржавел насквозь. Мощи же оставались вечными. Многие верующие письменно подтвердили чудеса, совершавшиеся у его захоронения.

А главные чудеса создавал он при земной собственной жизни, преобразуя людей. Вот что произнёс Иоанн Максимович 28 мая 1934 года после своей хиротонии: «Задача всякого пастыря… перерождать и освящать их [людей]. Что может быть поболее великим, чем воссоздать создание Божие! Какую большую пользу разрешено принести собственному ближнему, чем подготовив его к нескончаемой жизни! Нелегко выполнение сей задачки — приходится биться с испорченной грехом природой человека. Нередко встречается недопонимание, а иногда сознательное сопротивление, ненависть со стороны тех, кого любишь и о ком заботишься. Велико должно быть самопожертвование пастыря и велика любовь к собственному стаду».

Святой русский Жан

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Кто такие женщины-пумы и какие признаки их отличают

Как можно охарактеризовать женщину-пуму. Отличительные признаки этой категории представительниц прекрасного пола. Постоянно ...