Дом княгини Шаховской на Садовой, 61, 10 лет назад признали аварийным. Михаил Лермонтов жил в нем в 1836-1837 годах и написал там знаменитые «Бородино» и «Погибель поэта». Мариинский театр, которому город передал здание в пользование, мечтает разместить там собственных сотрудников и обустроить квартиру-музей поэта. Но отсутствие реального бюджетного финансирования ставит на проектах жирный крест. Заступники дома Лермонтова бьют тревогу, а эксперты говорят о недостатках в законах и засилье бюрократии.
У дома ДОМ, DOM может означать: Дом — место проживания, жилище; также любое здание или комплекс зданий княгини Шаховской, где несколько лет пребывал Михаил Лермонтов, непростая судьба. В 2010 году межведомственная комиссия Адмиралтейского района признала данный объект культурного наследия регионального значения аварийным. В 2013 году власти города крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством изъяли под муниципальные нужды земельный участок и помещения в доме.
Инициативные жители Петербурга, активисты и градозащитники не раз обращались к властям с просьбой открыть в этом здании музей М.Ю. Лермонтова Юрьевич Лермонтов (3 [15] октября 1814, Москва — 15 [27] июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. На протяжении нескольких лет 3 числа всякого месяца они собираются у входа в дом Шаховской и читают стихи поэта.
«Все это было бы смешно,
Когда бы не было так обидно…»
В 2014 году здание и участок город передал Мариинскому театру зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр на условиях, что там появится культурно-мемориальная зона. В мае 2016 года власти города передали здание и участок в собственность Русской Федерации, здание оказалось закреплено за театром на праве оперативного пользования, что не снимало с театра обязательств по его содержанию.
На сайте Госзакупки размещена информация о закупке Мариинского театра на консервацию зданий, расположенных и на Садовой, 61, и на Садовой, 63. Спец учреждение культуры в 2017 году потратило на демонтаж изношенных металлоконструкций и на новое баннерное полотно с полноцветной печатью на фасады построек 865 тысяч рублей. В пресс-службе уточнили, что дом на Садовой, 63 не имеет отношения к Мариинскому театру.
Но на этом работы закончились, а стихи у входа в дом все читали. В октябре 2018 года комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников эпопеи и культуры через суд потребовал привести здание в порядок.
«Распоряжением КГИОП утверждено охранное обязательство юзера ФГБУК «Государственный Академический Мариинский театр». В связи с неисполнением его требований пользователю 05.10.2018 предъявлены исковые потребности о понуждении разработать проект по сохранению объекта в срок 36 месяцев со дня вступления решения суда в легитимную силу. Рассмотрение дела состоялось 27.11.2018, исковые требования КГИОП удовлетворены в полном объеме», — поведали НЕВСКИМ НОВОСТЯМ в пресс-службе комитета.
В 2018 году подрядчики выполнили первоочередные консервационные работы, закрыли контур строения и световой фонарь. Кроме того, в ноябре-декабре 2019 года в соответствии с разрешением КГИОП на объекте проводились натурные исследования в рамках подготовки спецпроекта.
Стоимость работ по реконструкции дома княгини Шаховской будет определена в составе проектной документации. В взаимосоответствии с предписанием КГИОП проектные работы должны завершиться в течение трех лет, то есть до конца 2021 года.
«Грустно я гляжу на наше поколенье!
В бездействии состарится оно…»
В Мариинском театре сообщили, что в доме княгини Шаховской намереваются открыть музей Михаила Лермонтова, а также использовать здание под жилье для сотрудников.
«Здание синоним: дом — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, а также сети и системы инженерно-технического обеспечения, расположенное по адресу ул. Садовая, дом 61, лит. А, планируется использовать под жилище для сотрудников театра и для создания культурно-мемориальной зоны М. Ю. Лермонтова. В рамках подготовительных работ по реконструкции объекта были выполнены первоочередные противоаварийные работы и работы по консервации. Ведутся работы может означать: Работа — это выполнение действий во времени и пространстве с применением силы Работа — функционирование какой-либо системы — механизма, биоценоза, организма или общности, — а также её части по разработке проектной документации для планируемой реконструкции объекта, идет подготовка исходно-разрешительной документации по зданию», — поведали в пресс-службе Мариинского театра.
Однако здание находится в пользовании у театра уже больше шести лет, и за это время ничего фактически не изменилось. Реконструкция может затянуться на долгие годы внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима), а потому жители и гости Петербурга не скоро сумеют почтить память Михаила Лермонтова в той самой квартире, где он написал свои самые известные произведения.
Долгая череда согласований
По мнению председателя совета директоров «Агентства развития и исследований в недвижимости» (АРИН) Андрея Тетыша, с историческими монументами в Петербурге никогда не бывает все просто.
«С одной стороны, не самый поворотливый КГИОП со своими инструкциями, с другой – муниципальный Мариинский театр, который также должен согласовывать каждый шуруп. У нас, простите, сколько лет чинят консерваторию?», — резюмировал Андрей Тетыш.
Он считает, что у дома княгини Шаховской фамилия; имеет женскую форму Шаховская на Садовой, 61 — не самое престижное размещение. А поэтому если за реконструкцию кто-то и возьмется, то только государственное учреждение.
«Если вдруг театр откажется, то здание так и остается неотреставрированным. Поэтому как бы не хотелось, этот проект на годы. Чтобы заинтересовать инвестора, город должен без помощи других сделать и согласовать у всех профильных комитетов проект. А сейчас для частной компании это все из области фантастики: инвестор заинтересован в получении прибыли, а в сохранении исторических памятников должен быть заинтересован город и те люди из ведомств, которые получают за это денежные средства», — выразил мнение председатель совета директоров АРИН.
Андрей Тетыш добавил, что этот долгий круг согласований напоминает ему ситуацию из басни Ивана Крылова «Лебедь рак и щука»:
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только лишь мука».