Главная / Общество / О ликвидации безграмотности большевиками

О ликвидации безграмотности большевиками

O ликвидaции бeзгрaмoтнoсти бoльшeвикaми

Тe, ктo oднoй из глaвныx зaслуг бoльшeвизмa именуют ликвидацию всеобщей безграмотности (а оная безграмотность естественно была довольно большой, в особенности в сельских районах), категорически не понимают, почему столько усилий большевики растрачивали на борьбу с безграмотностью. А ответ-то банален.


Почему Ленин не раз высказывал фразу «Важнейшее из искусств для нас кино» (хотя сама фраза в таком виде принадлежи и не ему)? Да просто потому, что люди необразованные, были закрыты для коммунистической пропаганды и им её конечно можно преподносить разве что в виде кино-агиток. И Ленин, кстати, говоря о кино, меньше вообще всего думал о художественных фильмах (кои вообще оценивал достаточно низко – он даже «зарезал» в 1922 году идею художественного кинофильма о революции). Куда больше его заинтересовывали документальные пропагандистские либо обучающие кинофильмы.

Но была большая проблема – во-первых, кино было немым, что очень снижало его воздействие, а, во-вторых, киноплёнка была ужасным дефицитом.

Инициировав постановление Совета обороны от 13 мая 1919 года, Ленин распорядился на всех узловых ж/д станциях организовать спец. «агитационно-просветительские пункты». (АПП). Там читались лекции, ставились пластинки, показывались спец. фильмы. И распространялась литература: листовки, листовка и т.п. Но чтоб прочитать листовку либо пропагандистскую листовку, надо уметь читать. Вот здесь и крылось страстное желание большевиков научить весь люд грамоте. Для чего народу грамота? Да чтоб читать статьи заметных деятелей большевизма и марксистов других государств. Ну и русские газеты естественно же – как без их?

Вот потому с первых же собственных шагов большевики уделяли столько сил и энергии полному ликвидацию безграмотности. Чтоб даже последний пастух в глухом селе либо чабан в дальнем ауле, сидя в свободное определенное время на пригорке, мог сам читать еще одну пламенную статью Ленина либо Троцкого.

Ни на что другое, по воззрению большевиков, грамота т.н. «простому народу» не нужна. И, фактически, вся эта «ликвидация безграмотности» не шла дальше мычания хором: «мы не рабы, рабы не мы». Для того, чтоб считаться образованным человеком – этого, мягко говоря, мало. А вот чтоб по слогам читать брошюрку Кауцкого либо, тем поболее – Ленина – в самый раз.

То конечно есть основная функция ликбеза – обеспечить стопроцентную вероятность чтения вот таких брошюрок (кликабельно):

О ликвидации безграмотности большевиками

(скан из журнальчика «Смена», №18, 1924 год)

Ну и не забудем, что в период с 1918 по 1921 г.г. учебные учреждения почти не трудились или трудились кое-как. И на этом фоне всякие дискуссии о ликвидации безграмотности были профанацией.

И конечно еще один момент. Это исконное красное проклятие в адрес царя: «при нём большая часть населения была безграмотной». Здесь тоже нужно делать разницу меж современным понятием грамотности и образованности и тем, что было во времена оные. Приведу пример.

Единственный мой знакомый, когда у него вдруг компьютер закончил видеть подключаемые флешки, стал у всех выпытывать, что ему в настоящее время делать. Сам он эту смехотворную делему решить был не в состоянии. При этом ту него за плечами русское высшее образование. Но с моей точки зрения, в современном обществе он является полуграмотным. Просто потому что в современном обществе абсолютно каждый человек должен быть грамотным в компьютерной сфере. Уж, во всяком случае, уметь подключить к компу внешнее запоминающее приспособление.

Я уж не говорю о том, что вообщем-то в наше определенное время человек, не умеющий программировать и неспособный написать либо, хотя бы, прочесть, текст хотя бы простейшей компьютерной ПО – абсолютно безграмотен. И на этом основании я утверждаю, что сейчас львиная толика жителей РФ (да и иных стран) – безграмотны.

Но это моя точка зрения. Другой человек на это может заявить: «А на кой мне надо знать языки программирования либо знать тонкости опции операционной системы? Я что, системный администратор что ли? А если возникнут трудности, я обращусь к тому, кто этим обладает и по дружбе либо за денежные средства мне мою делему решат». На это я мог бы сделать возражение, что владение языками программирования выручит самостоятельно решать весьма многие трудности, да и поискать хорошо оплачиваемую работу. Но это, как бы, не факт. Конечно можно знать язык PHP, но вообще все равно не суметь занять подходящую социальную нишу. То конечно есть, говоря откровенно, вопросец спорной. Мне кажется одно, другому человеку – другое.

Но тоже самое было справедливо и для людей начала XX века. Ну на кой чёрт крестьянину была нужна грамотность? Для крестьянина той эры уметь читать и писать – это приблизительно как для современного человека, коий на работает программером, знать языки программирования. На кой? При это современный человек, не умеющий верно подключить флешку, может быть образован в других областях, кои помогает ему заработать на хлеб насущный. Но точно также и крестьянин начала XX века (и ранее) был отлично образован в собственных областях. Он отлично умел читать природу, понимал, когда нужно сеять, а когда убирать, обладал познаниями по большому числу природных процессов, коий ему требовалось знать в его ежедневной практике. То конечно есть он был образованным конкретно в той сфере, которая была ему нужна для жизни. А вот уметь читать и писать ему было не надо. И поэтому крестьянин не учился этому сам и не отдавал обучаться грамоте ребят. Зачем определенное время терять на пустое?

И вся «вина» королевского правительства заключалась только в том, что не было указа об неотклонимом образовании. Но на техническом уровне научить поголовно всех безграмотных уметь читать и писать каракули – это не было неувязкой. Кто желал – прекрасно этим завладевал хотя бы в ЦПШ. Точно также, как сейчас любой может научиться программированию, если очень захочет. Но для чего?

Из этого совсем не следует, что я считаю, что царское правительство не должно было обеспечить поголовное изначальное образование. Должно. Но это с современной точки зрения. А в то определенное время это не числилось таким уж естественным.

Равным образом я считаю, что и сейчас все люди – ну по последней мере довольно молодые – обязаны уметь программировать и обладать языками программирования. Это точно подняло бы левел логического мышления населения, которого сейчас так не хватает. Но это отдельная тема.

 

Понравилась статья - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан