Итaк, дaвaйтe снoвa вспoмним мoмeнт Рaсстaвaния. Aлисa рaсскaзывaeт oднoклaссникaм oткрoвeнныe скaзки, и нe скрывaeт этoгo. Пoчeму?
Нaвeрнoe сeйчaс ужe мoжнo oтвeтить нa этoт вoпрoс — мы прoшли чeтвeрть пути. Этo былa милoсeрднaя лoжь.
Прeдстaвьтe сeбя в 1912-oм — зaкaтнoм гoду XIX вeкa (истoричeскoгo, нe мaтeмaтичeскoгo). Спoкoйный, кoмфoртaбeльный мир… Смогли бы вы сказать этим людям что близжайшие полста лет их не ждет НИЧЕГО неплохого — лишь войны, кровь и погибель? Они судят о нашем мире по вам — такому умному, интеллигентному, по Высоцкому — которого они услышали всего лишь от вас… И быть может они в свою очередь будут поражаться вашей внутренней свободе… Не задумываясь, как и какой ценой вы к ней пришли. Так что вы им расскажете?
Мы прошли четверть пути — и мы по уши в грязищи, и выхода не видно — могла ли Алиса говорить им об этом? Стоило к примеру рассказывать про взрывы в Москве? — а фактически это всего лишь эпизодец, быть может и в учебник не попавший.
Стоило ли говорить Коле Герасимову — что он-то никогда больше не увидит Грядущего — потому что погибнет в 90х — и так, что об этом даже и писать не захочут.
И это только начало.
Попробуем, осознать, как наш мир стал миром Алисы.
Я утверждаю, что мир Алисы — это мир после Третьей Мировой Войны.
Вспомним для начала саму Алису.
Далековато шагнула вперед медицина! Аж жутко. Потому что обычно медицина шагает семимильными шагами во определенное время войны.
И потрясающие физические ресурсы Гостьи из будущего — в беге, прыжках (в том числе из окон), и скорость мышления… И даже целеустремленность — форма и т. д. — шелуха — главное — цель… Не было ли это вообще все разработанно первоначально, как ПО тренировки спецназа? Но — 11 годов! Это много говорит о эндшпиле той войны. Задумайтесь, когда в спецназ берут одиннадцатилетних девченок? Когда брать больше некоторого. А убыль населения на самом деле вышла знатная!
Хорошо развивалось и орудие — что в мирное время вряд ли может быть. Бластер…
(Меж прочим, где-то на www.kulichki.com/vrchance попалась мне увлекательная дискуссия — где убедительно доказывалось, что бластер — это вообще все же оружие безвоздушного места.). Да и защитное поле Полины — державшее разряд. Да и парализующее излучение.
Флип — с антигравитационным движителем — это на данный момент он ФЛиП — ФЛаер Пассажирский. А когда-то ФЛиБ — ФЛаер Военной. Кстати, если рассматривать его кабину с данной точки зрения — широкий обзор, открытые двери, как в фильмах про Вьетнам, высокий полголовник — защищать шею при перегрузках.
Но самым увлекательным экспонатом был, бесспорно, бот Вертер. Рационалистическое общество — и бот-уборщик, старая развалюха с походкой паралитика — держащая 4? 5? (Не помню точно) попаданий галлактического бластера — помните, как каменные колонны разлетались при первом таком попадании. Бот-уборщик — готовый пожертвовать собою, чтоб спасти жизнь человека…
Нет, общество было рационалистическим — поэтому что нашло неплохое применение даже музейному экспонату — списанному боевому киборгу двухтысячных…
Перед вами родной брат Терминатора (старенькый робот вступающий в бой с существом/созданиями, меняющими облик, чтоб спасти мальчугана из XX века — это интрига какого фильма?).
Кстати, наружность Вертера — никаких ассоциаций? Это так сказать «белокурая бестия» — старенькый, потрепанный временем и врагами образ сверхчеловека. А что паралитик… Так что бы вы сделали, пристраивая вчерашнего киборга-убийцу в музей? В первую очередь понатыкали бы блоков: программных — на непричинение вреда человеку (обратите внимание, что никаких увечий пиратам Вертер не наносит, хотя и мог бы). И блоков физических: ограничители скорости передвижения, ограничители человекоподобности…
А уже — попробуем представить мир этого грядущего. Похоже война кончилась совершенно недавно.
Вспомните всего лишь параноидальную подозрительность школьников в космопорту.
Та же Полина. Странноватый, я бы сказал, сотрудник Института времени… С одной стороны — одна из наблюдателей, с другой — конкретно ее (прошу обратить внимание — без всякой подстраховки — в лице долбаков из спецназа) — отправляют ловить пиратов.
Сказать что специалист-разведчик из нее абы какой — так это вряд ли — слежку Фимы не нашел бы только слепой.
(Меж прочим, очень любопытно рассуждение Вертера — где он прикидывает, сдавать ли Колю. Вывод — не сдавать «и убить Полину» — кажется так? ).
Возражение — Полина — спец по XX веку. Возможно. Но — обратите внимание — за пиратами она прибыла в одежке XXI века — не маскируясь. То существует — точно зная, что никого отслеживать не придется. А значит спец был вовсе не обязателен. Вывод навязывается сам собой. Рационалистическое общество отправляет против двух до зубов вооруженных головорезов — обычного ученого. Это все равно, как посылать освобождать Буденовскую клинику — допустим уролога оной же клиники на основании, что неприятель заперся именно в его отделении.
Либо поручить освобождение линкора «Миссури» обычному коку… Если всего лишь кока этого не зовут Райбек — и не был он до того — ну кем там был Стивен Сигал — спецназовцем что ли.
Индивидуалистическое общество… Не просто напросто! Война заставила каждого быть «тактической единицей самому по для себя» — вроде Бойцового Кота. Полная автономность любого. Полная ответственность за собственные поступки.
И не всего лишь Полина.
Помните, в космопорту. Старенькый вроде бы маразматик дед Павел. Да уже после мощного телепатического удара. С какой скоростью он мобилизуется после главный фразы «Они превратились в вас»: «Это пираты. Они спрашивали о Селезнёве — у Селезнёва миелофон — миелофон у Алисы». Разбор — а дальше следует команда: следовать в Космозоо, выручать миелофон.
Обратите внимание: не нестись к ментам или службе защищенности, а спасать самому. То существует, отдавая команду, старик Павел считает, что практически незнакомый ему Коля в состоянии её исполнить. Меж прочим, пираты думают так же. Помните, в последней серии — реакцию Крыса, когда к их зданию подходит 6-ой-бэ класс. Не спецназ, не «Альфа» — десяток ребят. И два матёрых вооружённых пирата.
А у Крыса — никаких колебаний: «Всё, Весельчак». Он весьма хорошо знает, на что способны земные малыши его времени.
Кстати, обратите внимание: в финишной сцене в подвале загнанные в угол пираты палят из бластера по колоннам — но не задевают ни 1-го шестиклассника. Хотя без мельчайших колебаний открывают огонь на поражение по Полине.
Малая особенность таких милитаризованных обществ — весьма нервное отношение к атакам на мирное население. В особенности — на детей. Проще говоря, заваленный оперативник — это естественно срок. Но вот вреда, причинённого ребёнку — не простят. Из-под земли достанут. Может быть, с прменением принципа коллективной ответственности.
Меж прочим, есть как минимум два эпизода, подтверждающих это утверждение. Кусок, не вошедший в основной кинофильм, попавший только в «Краткое содержание прошлых серий» последней части. Крыс в виде учительницы берёт Алису за гортань. Та напряжена, но размеренна. И ни разу не испугана. Понимая: не отважится.
Дальше — Космозоо. Электрон Иванович с уникальным говорящим козлом. Электрон Иванович — лицо вроде бы абсолютно штатское. Козёл существо вообщем квазиразумное. Но осознав ситуацию, они во-первых немедля переходят в подчинение Коле — что уместно, это именно Колина операция, он имеет приказ вышестоящего и вообщем более компетентен в ситуации.
Во-вторых, принимают на себя в высшей степени страшную роль отряда прикрытия — отвлекать на себя и задерживать противника. Принимают, не рассуждая и не говоря больших слов, как-то весьма естественно. Притом, что судя по всему, по последней мере Электрон Иванович отлично осознаёт, кто такие пираты и чем может обернуться столкновение с ними — может даже лучше, чем Коля. Будучи невооружённым, очевидно понимая, что если дело дойдёт до стрельбы — оба обречены.
Чтобы было понятно: что будете делать вы, в один момент оказавшись на пути вооружённых террористов? Станете ли жертвовать собою, прикрывая совершенно незнакомого мальчишку?
Происходит трансформация: всего лишь что ты — специалист-биолог — а в последующий момент — простой солдат в совсем безнадёжном бою. Где для тебя готовится роль расходного материала и живой мишени. Просто напросто оттого, что оказался в неудачное определенное время в неудачном месте, никого лучше под рукою нет и приходится играть с тем, что существует.
В-третьих, обратите внимание, КАК совершенно штатское лицо проводит свою часть операции. Маскировка веточками с листвой, это, меж прочим — техника коммандо.
Последующий — робот Вертер. И та же нерассуждающая готовность пожертвовать собою ради успеха чьей-то чужой операции.
А последний — Коля. Помните, в классе, когда пираты еще добираются до Алисы? Всего лишь что ты был центром операции, хранителем миелофона, остальные прикрывали тебя — а сейчас приходит твоя очередь становиться расходным материалом. И несколько минут, какие ты можешь дать — вот и вообще все, чем можешь быть полезен.
В ту же тему: увлекательна эволюция поведения Алисы в нашем времени. 1-ое время говорить и действовать она предоставляет Юле, справедливо полагая, что та компетентнее. Сама идёт в кильватере, больше присматриваясь и собирая информацию. То же самое, что мы лицезрели у Электрона Ивановича: руководство отдаётся более компететному. И только в последний денек, полностью освоившись она начинает действовать. И действует… Помните, как Алиса ведёт допрос злосчастного Ишутина? Холодно, жёстко и мастерски. В три вопроса — раскалывает напрочь.
Меж прочим, вопрос, которым стоило бы задаться Коле уже в Институте Времени: «А почему конкретно мы?»
Помните, откуда ворачиваются остальные сотрудники Института? Единственный — спасает раритеты Александрийской библиотеки. Судя по одежке, имеется в виду разгром 391-го года, когда римская цивилизация замещалась христианской. 2-ой — в одежде эпохи Людовика XVI. Всего лишь несколько лет до Величавой Французской революции, якобинского террора и остального.
И — Полина. У нас. В 1984-ом. Перестройка начинается ровно буквально через год, в апреле 1985-го. Что она делает у нас? Что выручает? ОТ ЧЕГО?
В общем, если определенное время интересует историков будущего… его обитателям стоит всего лишь посочувствовать.
Пираты… Это совершенно отдельная песня. Во вообще все времена и на всех трассах — пираты, разбойники и т.д. выходили на дорожку, когда слабла центральная власть. Чаще всего лишь — во времена войн и после.
И кстати — помните космопорт? Когда-то он поражал — как притча. А вот посмотрел в последний раз — небольшой, обшарпанный, пыльный, безлюдный… Отсеки эти — и в космопорту, и в Институте времени — так и предполагаются герметичные перегородки — отсекающие помещения в случае попадания… Таким ли должен быть космопорт Москвы — столицы сверхдержавы? И выводы навязываются страшноватенькие. А еще — зеленый город — не была ли эта зелень той же природы, что и известный проект «Зеленная лужайка» — на месте ЧАЭС?
Поверил ли бы человек 1912-го, что Храм Христа Спасателя был снесен до основания, что прекрасные дворцы Петергофа лежали в развалинах. Он носом ткнул бы нас — вот, стоят фактически! Он ведь не увидел бы, что теперешний Храм — всего лишь лишь железобетонное репринтное издание. Так почему бы Москве-2084 не быть таким репринтом — после атомной бомбардировки 20.. года. Отсюда и звезды на Кремлевских башнях, и древнейшие машины…
Словом, мир данный очень непростой. И — пройдя весь путь XXI века — тяжело напрягаться и тратить время на всякую ересь и условности.
Так вот вам и ответ — что же было в очах Алисы Селезневой… В очах, которые отражали свет других галактик. Память атомных взрывов, страшных преступлений и удивительных взлетов, какие нам и не снились. Для нее весь данный мир был ненастоящим. Помните: «Вечер… Таковой, как у нас…». Так нас поражают цветные фотографии начала XX века — оказывается данный мир был не чёрно-белым.
Обратите внимание: Алиса не удивляется и не возмущается ни подлости, ни глупости людской. Удивляется и возмущается Юля Грибкова, живущая в этом мире. Алиса размеренна, принимает ситуацию и людей как существует. Она это время проходила — понимает ему цену и что у этого времени впереди. Оттого и глядит снисходительно.
Снисходительное отношение… «Он не помнит ни чинов и не имён». А уже жалость там была.
«- Тогда, господи, сотри нас с лица земли и сделай заново более совершенными… либо еще лучше, оставь нас и дай нам идти собственной дорогой.
— Сердце мое много жалости, — медленно произнес Румата. — Я не могу этого сделать.»