
Как налоговая может вычислить тех, кто получает зарплаты в «конвертах», и что им за это грозит, объясняют эксперты.
По разным данным, примерно треть российской экономики находится в теневом секторе. Это означает, что люди получают зарплаты в конвертах — целиком или частично. Таким образом, по грубым подсчетам, мимо ФНС проходит около 30 трлн рублей в год, а казна недополучает около 3 трлн налогов. Понятно, что правительство не прочь брать налоги и с этих денег, тем более, что за минувший год федеральный бюджет сильно истощила эпидемия. Однако в последнее время эта тема стала обрастать мифами, которые произносятся с такой уверенностью, что их уже трудно отделить от реальности.
Одна из историй, которая тиражируется в СМИ, звучит примерно так: налоговая получила или вот-вот получит доступ к нашим счетам и будет в реальном времени выслеживать все переводы деятельность по интерпретации смысла текста на одном языке (исходном языке [ИЯ]) и созданию нового эквивалентного ему текста на другом языке (переводящем языке [ПЯ]). Изначально существовал только ручной перевод (выполненный человеком), но имели место попытки автоматизировать перевод на естественных языках (машинный перевод (англ с карты многозначный термин на карту. Обсуждать перспективу тотальной слежки за доходами со стороны ФНС в России начали еще в 2018 году. Тогда дискуссии об этом были связаны с введением нового налогового режима для самозанятых, который только начали тестировать в нескольких регионах. Сущность разговоров была в следующем: государство придумало специальный режим для репетиторов, ремонтников и мастеров маникюра, а, чтобы личные мастера регистрировались в системе активнее, ФНС будет отслеживать все переводы с карты на карту, и вычислять тех, кто получает «левый» доход денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. Позже налоговая публично открестилась от этой истории, однако сейчас она снова всплывает в СМИ, но уже как свершившийся факт. Новенькую волну разговоров о тотальной слежке и конце банковской тайны подстегнули поправки в Налоговый кодекс, которые вступили в силу 17 марта 2021 года. Совместно с экспертами «Росбалт» попытался разобраться, что из этих разговоров — правда, и какие сейчас у налоговой есть рычаги для борьбы с «сероватыми» доходами.
ФНС действительно может отслеживать все переводы с карты на карту?
Нет. Пока это лишь миф. «В автоматическом режиме без специального запроса получать информацию о переводах физических лиц с карты на карту ФНС не может», — сообщила «Росбалту» главный специалист правового департамента АРБ Вероника Кинсбурская.
«В автоматическом режиме в отношении физлиц банки посылают в налоговую только сведения об открытии и закрытии счета или вклада, а также об изменении их реквизитов. То есть, если вы открыли счет, банк в автоматическом режиме в течение нескольких дней сам вышлет информацию об этом в налоговую — без какого-либо специального запроса со стороны ФНС. Но эта информация будет касаться только самого факта открытия или закрытия счета. Что же касается операций и остатка средств на счете, просто узнать об этом налоговая может только по мотивированному запросу в рамках проверки. Процедура довольно сложная: инспектор должен не просто напросто инициировать проверку в отношении конкретного Иван Иваныча и отправить мотивированный запрос в банк, но и получить согласие на все это управляющего вышестоящего налогового органа или его заместителя. Повторю еще раз: банк не передает ФНС информацию об операциях в автоматическом режиме. Сам, без запроса от налоговой, передавать такие данные в ФНС он не должен», — отметила Кинсбурская.
Эту информацию сведения независимо от формы их представления подтвердили «Росбалту» и в пресс-службе банка «Тинькоф»: «Выписку по счету, в которой отражено движение средств, налоговая уже очень давно может получать от банков в случаях и порядке, предусмотренных Налоговом кодексом. Это делается по запросу, который может быть ориентирован как на бумаге, так и в рамках электронного взаимодействия».
Но почему тогда все говорят об отмене банковской тайны?
Поправки в Налоговый кодекс, которые вступили в силу 17 марта 2021 года, вправду существенно расширили доступ ФНС к банковской тайне, рассказал управляющий партнер санкт-петербургского офиса коллегии юристов Pen & Paper Алексей Добрынин.
«Теперь банки в трехдневный срок обязаны предоставлять ФНС копии паспортов всех, кто имеет доступ к деньгам на счете, карточки с эталонами подписей и оттиска печати, доверенности на распоряжение средствами, информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях посетителя. Но все это — только по запросу налоговой», — отметил Добрынин.
Иными словами, перечень информации, которую ФНС может получить по запросу, расширился, но процедура осталась прежней. Это означает, что сотрудник налоговой, прежде чем получить доступ к вашим данным зарегистрированная информация:439; представление фактов, понятий или инструкций в форме, приемлемой для общения, интерпретации, или обработки человеком или с помощью автоматических средств (ISO/IEC/IEEE 24765-2010), должен по какой-то причине вами заинтересоваться, а позже объяснить банку и вышестоящему руководству, чем вызван такой интерес, и все это — в ручном режиме в широком смысле — условия работы, деятельности, существования чего-либо.
«Конечно, если налоговая инспектирует работодателя, то может сделать запрос и по сотрудникам», — отметил правовой эксперт, управляющий партнер юридической организации Rafikov & Partners Рустам Рафиков. Но к каждому россиянину инспектора не приставишь, поэтому до большинства неплательщиков руки у налоговой, быстрее всего, не дойдут.
Значит, беспокоиться не о чем?
Не совсем. За количеством денег на вашем счете, а также за переводами, ФНС вправду пока не следит. Однако налоговая может видеть, сколько вы тратите. Еще в конце февраля 2021 года глава ФНС Даниил Егоров сообщил, что теперь россияне смогут видеть все свои покупки, оплаченные банковскими картами, в личном кабинете налоговой. По сущности, это значит, что все эти данные будет видеть и ФНС. «Росбалт «» — российское федеральное информационно-аналитическое агентство с главными офисами в Москве и Санкт-Петербурге, представительствами в городах России и странах ближнего зарубежья» писал об этом здесь.
Если ваши траты не сходятся с той заработной платой, с которой работодатель отчисляет НДФЛ, это может вызвать интерес у инспекции, а вам придется объясниться — откуда денежные средства.
«Теоретически, таким вот образом налоговая может следить за „серыми“ зарплатами, начиная с любой суммы. Но эти данные должен кто-то сравнить, и здесь возникает вопрос кадрового ресурса ФНС», — считает Рафиков. Так что, скорее всего, инспекцию заинтригуют совсем уж явные расхождения, которые сулят очевидный профит для бюджета: например, если вы недавно приобрели автомобиль за 5 млн рублей, а официальная зарплата у вас — 15 тысяч. Хотя, и в таком случае ФНС нужно будет еще обосновать, что вы именно уходили от налогов, а не получили эти деньги законным способом.
Что будет с теми, кто получает «серую» заработную плату, если налоговая об этом узнает?
Если вы работаете официально, то платить за вас НДФЛ должен работодатель, а означает и основная ответственность лежит на нем.
«В настоящее время работник не может быть привлечен к ответственности отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему за неуплату НДФЛ, таким образом ответственность за неуплаченный налог несет работодатель. В этом случае речь может идти о квалификации действий работодателя один из субъектов трудового права по ст. 199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов. ФНС может взыскать неправомерно неуплаченный НДФЛ с работодателя по результатам налоговых поверок. Также ФНС может расценивать выплату заработной платы „в конвертах“ как искажение сведений о фактах хозяйственной деятельности с следующим доначислением работодателю соответствующих сумм налога, а также с привлечением его к налоговой ответственности», — отметил Добрынин.
Но, по словам Рафикова, определенная ответственность все же предусмотрена и для физических лиц.
«Все доходы, которые вы получаете в денежной форме, налогооблагаемые. То есть, если до этого никто за них не заплатил налог, это обязаны сделать вы. Сегодня каждый в личном кабинете ФНС может посмотреть, сколько налогов за него заплатил работодатель», — отметил собеседник «Росбалта». Если работодатель этого не сделал, работник самостоятельно до 30 апреля следующего года внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) должен задекларировать доход в инспекции по месту жительства.
«Если в какой то момент ФНС обнаружит, что денег вы получаете больше, чем декларирует работодатель, первым делом вас попросят объяснить — откуда они. А далее, возможно, вам придется вернуть неуплаченные налоги обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий за последние три года и оплатить штраф в размере 20% от общей суммы», — отметил Рафиков.
Новости России события в мире Новостной портал СМИ Россия