<a href="https://www.instaforex.org/ru/">ИнстаФорекс портал</a>
InstaForex
Политика

Христианский взгляд на политику — самый трезвый

Xристиaнский взгляд нa пoлитику - сaмый трeзвый

Пусть сoциaлизм кaк унивeрсaльнaя систeмa oбщeствeннoй жизни изoбличeн в свoeй лoжнoсти и гибeльнoсти; нo истoрия пoкaзывaeт, чтo и крaйний xoзяйствeнный индивидуaлизм, всeвлaстиe чaстнoсoбствeнничeскoгo нaчaлa, пoчитaeмoe зa святыню, тaкжe увечит жизнь и несет зло и мучения; ведь именно из этого опыта и родилась сама вера в социализм.  

Пусть революционность, жажда опрокинуть старенькый порядок, чтобы все устроить поновой в согласии со своими эталонами, есть величайшее безумие; но история указывает, что и контрреволюционность, когда она завладевает душами как абсолютное начало, способна стать таким же насильным подавлением жизни, революцией с оборотным содержанием.  

Пусть так именуемые «демократические идеалы» — свободы, всеобщее избирательное право и т. п. — неспособны еще, после пережитого, зажечь души верой; но и слепая вера в монархию существует для нас тоже поклонение кумиру.  

Вообщем говоря — все общественно-политические, социальные принципы на свете относительны… Язычество революционной веры заключалось не всего лишь в том, и даже совсем не в том, что она имела неверные или односторонние социально-политические эталоны, а в том, что она поклонялась своим публичным идеям как идолу и признала за ними достоинство и права всемогущего божества…  

…Все горе и зло, царящее на земле, вообще все потоки пролитой крови и слез, вообще все бедствия, унижения, страдания, по наименьшей мере, на 99 % сущность результат воли к осуществлению добра, фанатической веры в какие-или священные принципы, которые надлежит немедля насадить на земле, и воли к беспощадному истреблению зла; тогда как чуть ли и одна сотая толика зла и бедствий обусловлена действием откровенно злой, конкретно преступной и своекорыстной воли.

…Правительство, политическая власть, принуждение — вообще все это есть роковая земная необходимость, без коей человек не может обойтись. Вообще все это есть, с одной стороны, условие людской жизни, а следовательно — условие благой и осмысленной жизни, а с другой стороны — нечто с точки зрения последнего смысла только производное и потому второстепенное.  

Из критерий человеческой жизни и из внутреннего существа человека вытекает необходимость такового-то вообще государства, некого правового порядка, некоторого принудительного угнетения преступных действий, принудительной самозащиты от противников; и среди этих строев, учреждений и порядков существует лучшие и худшие, более крепкие и более шаткие, построенные больше правильно или более неверно, в большем или меньшем согласовании с истинными нуждами жизни и с духовной природой человека либо в противоречии им. Но вообще все детали и частности здесь относительны, определены критериями времени и места, складом людской жизни, привычками и образом мысли людей.  

Потому ни в одном конкретном порядке нет ни безоговорочного добра, ни абсолютного зла; вообще все это — не последнее, не тот предмет веры, коий осмысливает жизнь и дает ей подлинную правду, подлинное спасение.

…Я не могу жить ни для какого политического, общественного, общественного порядка. Я не верю больше, что в нем разрешено найти абсолютное добро и безоговорочную правду. Я вижу и знаю, и наоборот, что все, кто находили этой правды на путях наружного, государственного, политического, общественного устроения жизни, — вообще все, кто верили в монархию либо в республику, в социализм или в личную собственность, в государственную власть либо в безвластие, в аристократию и в демократию как в безоговорочное добро и абсолютный смысл, — вообще все они, желая добра, творили зло и, ища правды, находили неправду.

С.Л.Франк, «Крушение кумиров», 1923 г.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть