Главная / Политика / Христианский взгляд на политику — самый трезвый

Христианский взгляд на политику — самый трезвый

Xристиaнский взгляд нa пoлитику - сaмый трeзвый

Пусть сoциaлизм кaк унивeрсaльнaя систeмa oбщeствeннoй жизни изoбличeн в свoeй лoжнoсти и гибeльнoсти; нo истoрия пoкaзывaeт, чтo и крaйний xoзяйствeнный индивидуaлизм, всeвлaстиe чaстнoсoбствeнничeскoгo нaчaлa, пoчитaeмoe зa святыню, тaкжe увечит жизнь и несет зло и мучения; ведь именно из этого опыта и родилась сама вера в социализм.  

Пусть революционность, жажда опрокинуть старенькый порядок, чтобы все устроить поновой в согласии со своими эталонами, есть величайшее безумие; но история указывает, что и контрреволюционность, когда она завладевает душами как абсолютное начало, способна стать таким же насильным подавлением жизни, революцией с оборотным содержанием.  

Пусть так именуемые «демократические идеалы» — свободы, всеобщее избирательное право и т. п. — неспособны еще, после пережитого, зажечь души верой; но и слепая вера в монархию существует для нас тоже поклонение кумиру.  

Вообщем говоря — все общественно-политические, социальные принципы на свете относительны… Язычество революционной веры заключалось не всего лишь в том, и даже совсем не в том, что она имела неверные или односторонние социально-политические эталоны, а в том, что она поклонялась своим публичным идеям как идолу и признала за ними достоинство и права всемогущего божества…  

…Все горе и зло, царящее на земле, вообще все потоки пролитой крови и слез, вообще все бедствия, унижения, страдания, по наименьшей мере, на 99 % сущность результат воли к осуществлению добра, фанатической веры в какие-или священные принципы, которые надлежит немедля насадить на земле, и воли к беспощадному истреблению зла; тогда как чуть ли и одна сотая толика зла и бедствий обусловлена действием откровенно злой, конкретно преступной и своекорыстной воли.

…Правительство, политическая власть, принуждение — вообще все это есть роковая земная необходимость, без коей человек не может обойтись. Вообще все это есть, с одной стороны, условие людской жизни, а следовательно — условие благой и осмысленной жизни, а с другой стороны — нечто с точки зрения последнего смысла только производное и потому второстепенное.  

Из критерий человеческой жизни и из внутреннего существа человека вытекает необходимость такового-то вообще государства, некого правового порядка, некоторого принудительного угнетения преступных действий, принудительной самозащиты от противников; и среди этих строев, учреждений и порядков существует лучшие и худшие, более крепкие и более шаткие, построенные больше правильно или более неверно, в большем или меньшем согласовании с истинными нуждами жизни и с духовной природой человека либо в противоречии им. Но вообще все детали и частности здесь относительны, определены критериями времени и места, складом людской жизни, привычками и образом мысли людей.  

Потому ни в одном конкретном порядке нет ни безоговорочного добра, ни абсолютного зла; вообще все это — не последнее, не тот предмет веры, коий осмысливает жизнь и дает ей подлинную правду, подлинное спасение.

…Я не могу жить ни для какого политического, общественного, общественного порядка. Я не верю больше, что в нем разрешено найти абсолютное добро и безоговорочную правду. Я вижу и знаю, и наоборот, что все, кто находили этой правды на путях наружного, государственного, политического, общественного устроения жизни, — вообще все, кто верили в монархию либо в республику, в социализм или в личную собственность, в государственную власть либо в безвластие, в аристократию и в демократию как в безоговорочное добро и абсолютный смысл, — вообще все они, желая добра, творили зло и, ища правды, находили неправду.

С.Л.Франк, «Крушение кумиров», 1923 г.

Понравилась статья - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан