Главная / Политика / Российский бюджет стал еще более секретным

Российский бюджет стал еще более секретным

Рoссийский бюджeт стaл eщe бoлee сeкрeтным

Рoссийский бюджeт стaл eщe бoлee сeкрeтным

Рoссийский бюджeт стaл eщe бoлee сeкрeтным

Aнтoн Силуaнoв нa зaсeдaнии прaвитeльствa Рoссии

Фoтo: Дмитрий Aстaxoв / ТAСС

Вo внeсeнныx нa прoшлoй нeдeлe в Гoсдуму прaвитeльствeнныx пoпрaвкax в бюджeт впeрвыe зa мнoгo лeт нe oкaзaлoсь дaнныx о полных расходах по многофункциональным направлениям, таким как оборона либо безопасность. Увидеть, на что идут скрытые расходы, станет еще сложнее

В минувший четверг, 25 мая, правительство занесло в Госдуму законопроект о поправках в федеральный бюджет этого года. В первый раз с 2008 года в пакете документов, внесенных в парламент, не оказалось инфы о полных расходах бюджета по разделам и подразделам многофункциональной классификации («Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона», «Национальная защищенность и правоохранительная деятельность», «Национальная экономика» и т.д. — всего лишь 14 разделов, в каждом из коих выделено еще до 13 направлений). Полные расходы — это открытые плюс закрытые (скрытые) ассигнования. В результате парламент и общество смогут лишиться инструмента, который позволял хоть как-то детализировать скрытые расходы бюджета. Минфин не лицезреет такой проблемы и объясняет изменение, которое считает несущественным, большей ориентацией правительства на «программно-мотивированной подход».

Правительство предложило прирастить общие расходы бюджета на 362 миллиардов руб. в 2017 году (относительно действующей версии общественного порядка о бюджете), писал РБК. Из их только 193,4 млрд руб. идут по открытым статьям, а 168,4 миллиардов — секретно. Если раньше про скрытые ассигнования можно было сказать, к примеру, что дополнительные закрытые расходы в 118 миллиардов руб. пойдут на прикладные научные исследования в области государственной обороны (один из подразделов экономной классификации), то сейчас таковой возможности нет. В пояснительной записке правительство пишет, что «информация об изменении экономных ассигнований представлена <…> в разрезе муниципальных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности». Ранее пояснительная записка была снабжена приложением, по коиму были видны секретные расходы по разделам и подразделам, но в настоящее время такого приложения нет.

Заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин, длительное время анализирующий прозрачность русского бюджета, не удивлен: вообще все большая бюджетная закрытость — это долголетний тренд, указывает он. Федеральный бюджет двигался в правильном направлении с точки зрения открытости и прозрачности, по последней мере в военных расходах, приблизительно до 2006 года, после чего началась негативная тенденция, вспоминает он. На данный момент все-таки нужно дождаться последующих отчетов Счетной палаты по федеральному бюджету — она публикует в их сведения об общих расходах бюджета по разделам и подразделам и, может быть, продолжит так делать — тогда утраты информации не произойдет. А вот Федеральное казначейство почему-то закончило публиковать такие данные в собственных ежемесячных отчетах об выполнении бюджета начиная с февраля 2016 года, гласит Зацепин (это действительно так, проверил РБК). Казначейство и Счетная палата пока не ответили на запросы.

До 2008 года полные расходы по разделам и подразделам экономной классификации входили в состав табличных приложений к тексту законопроекта, после давались только в пояснительной записке к проекту.

Российский бюджет стал еще более секретным

Фото: Артем Коротаев / ТАСС

Как структурирована экономная информация

Структура российского бюджета подается 3-мя способами — функциональный (по разделам и подразделам), программный (по программкам и непрограммным мероприятиям) и ведомственный (по основным распорядителям бюджетных средств). Во всех 3-х измерениях Минфин давно представляет всего лишь открытую часть расходов, но особое приложение к пояснительной записке давало вероятность увидеть полную структуру расходов (коллективно с закрытой частью) хотя бы в разрезе разделов и подразделов. К примеру, действующий закон о бюджете 2017 года указывает расходы на оборону страны в размере чуток больше 1 трлн руб. (открытая часть), но общие расходы на это направление заложены в объеме 2,84 трлн руб. — больше 50% засекречены. Толика закрытых расходов в федеральном бюджете в целом непреклонно растет с 2012 года и в прошедшем году достигла постсоветского максимума в 21,7%, при этом скрытые расходы есть практически во всех разделах бюджета.

В согласовании с Бюджетным кодексом правительство заносит в Госдуму проект поправок в бюджет текущего года коллективно с пояснительной запиской, но формат объяснительной записки никак законом не регламентирован. Она не является частью самого бюджета и не публикуется в составе общественного порядка о бюджете. Во внесенных в Госдуму документах правительство никак не разъясняет уменьшение объема предоставляемой инфы. РБК направил запрос в профильный комитет Думы по бюджету и налогам, но пока не получил ответа (может быть, недоступную сейчас информацию позднее опубликует комитет). В октябре 2016 года Совет Госдумы утвердил перечень профильных комитетов, которые рассматривают отдельные разделы и подразделы бюджета 2017 года (к примеру, «Общегосударственные вопросы» — комитет по бюджету, «Национальная оборона» — комитет по обороне и т.д.).

Минфин не так давно подготовил законопроект о совершенствовании формата и структуры федерального бюджета в целях «повышения прозрачности» бюджета, оптимизации его содержания и эффективности его составления и правки. Сложившийся подход нагружен «излишней детализацией и чрезмерным дублированием характеристик бюджета», отмечает ведомство в объяснительной записке к этому законопроекту. Но от 3-х бюджетных измерений Минфин не планирует отрешаться, следует из законопроекта.

Минфин не лицезреет никакого дополнительного засекречивания в экономных правках, следует из ответа пресс-службы министерства на запрос РБК. «Документ [внесенный правительством в Госдуму] сопровождают вообще все необходимые для работы с ним объяснительные записки и приложения, позволяющие провести настоящий анализ. В связи с тем что правительство РФ в собственной работе уделяет все большее внимание программно-мотивированному подходу, пояснительная записка включает описание расходов в разрезе муниципальных программ и непрограммных направлений, так как программная структура расходов федерального бюджета представляется значимой», — ответила пресс-служба Минфина.

При участии Екатерины Копалкиной

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

«Большая война выглядит неизбежной»: эксперты высказались о конфискации российских активов Конгрессом США

Сразу ряд экспертов заявили об идущим вразрез беспрецедентном решении США с нормами ...