Рoссийский бюджeт стaл eщe бoлee сeкрeтным
Aнтoн Силуaнoв нa зaсeдaнии прaвитeльствa Рoссии
Фoтo: Дмитрий Aстaxoв / ТAСС
Вo внeсeнныx нa прoшлoй нeдeлe в Гoсдуму прaвитeльствeнныx пoпрaвкax в бюджeт впeрвыe зa мнoгo лeт нe oкaзaлoсь дaнныx о полных расходах по многофункциональным направлениям, таким как оборона либо безопасность. Увидеть, на что идут скрытые расходы, станет еще сложнее
В минувший четверг, 25 мая, правительство занесло в Госдуму законопроект о поправках в федеральный бюджет этого года. В первый раз с 2008 года в пакете документов, внесенных в парламент, не оказалось инфы о полных расходах бюджета по разделам и подразделам многофункциональной классификации («Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона», «Национальная защищенность и правоохранительная деятельность», «Национальная экономика» и т.д. — всего лишь 14 разделов, в каждом из коих выделено еще до 13 направлений). Полные расходы — это открытые плюс закрытые (скрытые) ассигнования. В результате парламент и общество смогут лишиться инструмента, который позволял хоть как-то детализировать скрытые расходы бюджета. Минфин не лицезреет такой проблемы и объясняет изменение, которое считает несущественным, большей ориентацией правительства на «программно-мотивированной подход».
Правительство предложило прирастить общие расходы бюджета на 362 миллиардов руб. в 2017 году (относительно действующей версии общественного порядка о бюджете), писал РБК. Из их только 193,4 млрд руб. идут по открытым статьям, а 168,4 миллиардов — секретно. Если раньше про скрытые ассигнования можно было сказать, к примеру, что дополнительные закрытые расходы в 118 миллиардов руб. пойдут на прикладные научные исследования в области государственной обороны (один из подразделов экономной классификации), то сейчас таковой возможности нет. В пояснительной записке правительство пишет, что «информация об изменении экономных ассигнований представлена <…> в разрезе муниципальных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности». Ранее пояснительная записка была снабжена приложением, по коиму были видны секретные расходы по разделам и подразделам, но в настоящее время такого приложения нет.
Заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин, длительное время анализирующий прозрачность русского бюджета, не удивлен: вообще все большая бюджетная закрытость — это долголетний тренд, указывает он. Федеральный бюджет двигался в правильном направлении с точки зрения открытости и прозрачности, по последней мере в военных расходах, приблизительно до 2006 года, после чего началась негативная тенденция, вспоминает он. На данный момент все-таки нужно дождаться последующих отчетов Счетной палаты по федеральному бюджету — она публикует в их сведения об общих расходах бюджета по разделам и подразделам и, может быть, продолжит так делать — тогда утраты информации не произойдет. А вот Федеральное казначейство почему-то закончило публиковать такие данные в собственных ежемесячных отчетах об выполнении бюджета начиная с февраля 2016 года, гласит Зацепин (это действительно так, проверил РБК). Казначейство и Счетная палата пока не ответили на запросы.
До 2008 года полные расходы по разделам и подразделам экономной классификации входили в состав табличных приложений к тексту законопроекта, после давались только в пояснительной записке к проекту.
Фото: Артем Коротаев / ТАСС
Как структурирована экономная информация
Структура российского бюджета подается 3-мя способами — функциональный (по разделам и подразделам), программный (по программкам и непрограммным мероприятиям) и ведомственный (по основным распорядителям бюджетных средств). Во всех 3-х измерениях Минфин давно представляет всего лишь открытую часть расходов, но особое приложение к пояснительной записке давало вероятность увидеть полную структуру расходов (коллективно с закрытой частью) хотя бы в разрезе разделов и подразделов. К примеру, действующий закон о бюджете 2017 года указывает расходы на оборону страны в размере чуток больше 1 трлн руб. (открытая часть), но общие расходы на это направление заложены в объеме 2,84 трлн руб. — больше 50% засекречены. Толика закрытых расходов в федеральном бюджете в целом непреклонно растет с 2012 года и в прошедшем году достигла постсоветского максимума в 21,7%, при этом скрытые расходы есть практически во всех разделах бюджета.
В согласовании с Бюджетным кодексом правительство заносит в Госдуму проект поправок в бюджет текущего года коллективно с пояснительной запиской, но формат объяснительной записки никак законом не регламентирован. Она не является частью самого бюджета и не публикуется в составе общественного порядка о бюджете. Во внесенных в Госдуму документах правительство никак не разъясняет уменьшение объема предоставляемой инфы. РБК направил запрос в профильный комитет Думы по бюджету и налогам, но пока не получил ответа (может быть, недоступную сейчас информацию позднее опубликует комитет). В октябре 2016 года Совет Госдумы утвердил перечень профильных комитетов, которые рассматривают отдельные разделы и подразделы бюджета 2017 года (к примеру, «Общегосударственные вопросы» — комитет по бюджету, «Национальная оборона» — комитет по обороне и т.д.).
Минфин не так давно подготовил законопроект о совершенствовании формата и структуры федерального бюджета в целях «повышения прозрачности» бюджета, оптимизации его содержания и эффективности его составления и правки. Сложившийся подход нагружен «излишней детализацией и чрезмерным дублированием характеристик бюджета», отмечает ведомство в объяснительной записке к этому законопроекту. Но от 3-х бюджетных измерений Минфин не планирует отрешаться, следует из законопроекта.
Минфин не лицезреет никакого дополнительного засекречивания в экономных правках, следует из ответа пресс-службы министерства на запрос РБК. «Документ [внесенный правительством в Госдуму] сопровождают вообще все необходимые для работы с ним объяснительные записки и приложения, позволяющие провести настоящий анализ. В связи с тем что правительство РФ в собственной работе уделяет все большее внимание программно-мотивированному подходу, пояснительная записка включает описание расходов в разрезе муниципальных программ и непрограммных направлений, так как программная структура расходов федерального бюджета представляется значимой», — ответила пресс-служба Минфина.
При участии Екатерины Копалкиной