Главная / Экономика / Закон «О теплоснабжении» собираются менять

Закон «О теплоснабжении» собираются менять

Зaкoн "O тeплoснaбжeнии" сoбирaются мeнять

«СП» ужe нe eдинoжды рaсскaзывaлa нa свoиx стрaницax o тoм, в кaкoй, мягкo гoвoря, нeпригляднoй ситуaции нaxoдится рoссийскaя тeплoэнeргeтикa, гдe трудится бoлee пoлутoрa миллиoнoв чeлoвeк, и пoтрeбляeтся бoлee пoлoвины всeгo сжигaeмoгo в стрaнe тoпливa. Чтoбы избeжaть кaтaстрoфы, утвeрждaют прeдстaвитeли прoфильныx кoмитeтoв и вeдoмств, этa oтрaсль нуждaeтся прoстo в кoлoссaльнoм в кoлoссaльнoм oбъeмe срeдств нa мoдeрнизaцию.

Тaк, дo 2025 гoдa, ee пoтрeбнoсти в инвeстициoнныx рeсурсax дeпутaт Гoсдумы Пaвeл Пимaшкoв oцeнивaeт бoлee чeм в 2,5 триллиoнa рублeй. A сущeствующee финaнсирoвaниe этиx пoтрeбнoстeй, как досадно бы это не звучало, нe пoкрывaeт. Пoэтoму в сaмoм ближaйшeм будущeм прeдпoлaгaeтся измeнeниe систeмы гoсудaрствeннoгo рeгулирoвaния всex тaрифoв в сфeрe тeплoснaбжeния с тeм, чтoбы придти к устaнoвлeнию тoлькo прeдeльнoгo уровня цены на термическую энергию для конечного потребителя. И эта самая стоимость будет определяться стоимостью поставки термический энергии от альтернативного, замещающего центральное теплоснабжение, источника термический энергии.

В том числе и потому принятым в первом чтении 16 декабря прошедшего года законопроектом «О внесении конфигураций в федеральный закон „О теплоснабжении“ и о внесении конфигураций в отдельные законодательные акты Русской Федерации по вопросам совершенствования систем дела в сфере теплоснабжения» изменяется роль единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Подразумевается, что она будет не несложно единым закупщиком и поставщиком термический энергии в зоне своей деятельности, а станет единым центром ответственности в системе теплоснабжения за обеспечение характеристик качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении перед каждым определенным потребителем в соответствии с федеральным требованием. По воззрению многих чиновников и представителей депутатского корпуса, схожий подход является безусловно инноваторским и действенным. Многие представители бизнеса эту идея также разделяют.

— Закон «Об альтернативной котельной», — считает член Совета директоров компании «Комплексные энерго решения» Алексей Баранов, — делает некие правила игры, какие позволят привлечь инвестиции. А их источник — это, фактически, либо частные компании зарубежные, либо госбанки. Наверное, госбанки даже приоритетней в этом направлении. Поэтому что они, в основном, собирают средства у населения, ну и, соответственно, должны тем либо иным образом поддерживать социалку. Вопрос возврата инвестиций тоже понятен — это само население и тариф. Потому, собственно говоря, если мы данный закон принимаем, то возникают правила игры, которые позволят энергично участвовать не только нашим компаниям. Так мы увлечены созданием частных партнерств, поэтому что отрасль сама по для себя интересная.

И, в общем-то, для себя, — поддерживает сотруднику директор по экономике и термическим узлам крупнейшей на данный момент в стране личной компании в сфере теплоэнергетики «Т Плюс» Александр Вилесов, — мы лицезреем два выигрыша. Первое то, что устанавливается справедливая стоимость, которая учитывает, в том числе, серьезные затраты. Второе то, что появляется некий ответственный, единственный ответственный за улучшение системы теплоснабжения, который вместе с администрацией планирует, что надо сделать с системой и приводит систему к такому мотивированному состоянию, которое он обусловил и договорился с органом местного самоуправления.

Но в думский Комитет по энергетике уже при рассмотрении данного законопроекта поступило много замечаний. Поэтому что далеко не вообще все, кстати, считают задумку с ЕТО той самой панацеей, которая всего лишь и может спасти российскую теплоэнергетику от краха. Некие знатоки вопроса придерживаются представления, что так усердно продавливаемая в последние 5 лет в коридорах власти мысль таит в себе серьезную опасность не всего лишь для предпринимателей, но и, в первую очередь, для рядовых потребителей.

Так, советник президента ЗАО «Евроцемент групп» Виктор Кучерявый рассматривает этот шаг как удар по экономике, откат на 70 лет назад или вообщем в пещерный век. Кроме того, он направляет внимание на следующий аспект:

— Мы не только не выполнили ни 1-го проекта с 2012 года, как президент вышел на новейший срок, но и проектных работ по теплотрассам нет. И вещественные ресурсы не защищены. Всего лишь что вышел обзор мартовский Минпрома, самые провальные отрасли машиностроения на втором месте. А это вся техника для производства работ в стесненных городских критериях. То есть мы это не потянем, а люди торопят в настоящее время перейти на эту модель, которую никто нигде не использовал. Да и не хочет использовать в таком виде, как нам дали.

Больше подробно все недостатки и угрозы предлагаемой системы ЕТО и альтернативной котельной обрисовал Валерий Гальченко, эксперт рабочей группы Общероссийского Народного Фронта, на проходившем 6 апреля открытое заседания Экспертного совета при Комитете Гос Думы по энергетике:

  — Я ситуацию в теплоэнергетике знаю. Здесь и небалансы накоплены, и износ физический имеется. Но фактически модернизацию сетей нам еще много обещали те, кто на данный момент имеет в своих руках теплогенерацию. При этом еще тогда, когда реформу РАО ЕЭС проводили. Но как-то на данный момент все больше и больше молвят о том, что там вообще все в ужасном состоянии. Хочу сказать, что сложившийся на сейчас в отрасли устойчивый механизм возникновения таких идей как ЕТО виола-котельная связан с тем, что экспертные площадки узкоспециализированы и, в основном, являются лоббистскими. 1-ый раз я столкнулся с понятиями ЕТО и виола-котельная достаточно давно, когда в руки мне попал отчет одной из самых узнаваемых контор по управленческому консультированию, выполненный по заказу Минэнерго. Это был весьма честный отчет, хочу вам сказать. И говорилось там, у меня даже картинки есть, могу показывать, говорилось о том, что при внедрении этой альтернативной котельной единовременное увеличение тарифов в целом по стране было бы 30%. А по неким территориям даже 50−70%. Помню, в этом отчете Кемерово фигурировало с показателем в 105%.

Но тогда, констатирует Гальченко, закон удалось приостановить. После этого, как обычно, начались маневры, как бывает всегда, когда в лоб не удается провести какое-то решение, начали заносить какие-то изменения. И на данный момент заинтригованные лица вроде бы доманеврировались до того, что решение по внедрению ЕТО будут принимать регионы. Но на самом деле это то же самое, всего лишь вид сбоку, потому что регионы, несомненно, соответствующее решение примут.

— ЕТО с альтернативной котельной, — продолжает эксперт, — как шерочка с машерочкой, одно без другого смысла не имеет. Но давайте зададимся вопросом, а что такое ЕТО? Это когда ТЭЦ получит в собственность городские сети. То существует, в результате будет, что та либо иная котельная, существующая сейчас, сможет отдать тепло всего лишь в том случае, если ей позволит, как вы думаете, кто? Ее прямой соперник. Понимаете? А, кстати, вы случаем не помните недавнюю кампанию по принудительной передаче в концессию тех самых котельных? Фактически некоторые поверили-таки и взяли. У меня появляется вопрос: так те, кто продвигает данный закон, хотят и концессию, соответственно, похоронить? Похоже, как я понимаю, правительство еще с кампанией по концессии окончило. Не знаю, кому как, но мне кажется, что это банальное рейдерство. Да не обычное, а с использованием государства, которое, как понятно, перед этим инициировало приватизацию котельных. Кстати, обращаю внимание на то, что при реформе РАО ЕЭС нам вообще все объясняли с точностью до и наоборот — генерацию в частные руки отдаем, а сети — ни в коем случае, они должны остаться за государством.

Кстати, если кто-то задумывается, что после принятия закона об альтернативной котельной разрешено будет поехать в какой-то регион и поглядеть ее, что называется, заживо, то это заблуждение. На самом деле, уточняет Гальченко, это такая виртуальная вещичка, которой нет и не станет. Ее, конечно, предложат представить, и даже посчитают. Но вот в чем хитрость: если поставить перед «подсчетчиками» задачку так рассчитать тариф за тепло, чтоб он, например, повысился на 30% для данной виртуальной котельной, это станет сделано так, что комар вообщем ничего не подточит. А если надо будет +50%, то и это просто выведут, альтернативная котельная просто считается под любой тариф. Больше того, Гальченко предполагает, что конкретно так и будет в регионах — поначалу определят тариф, а потом для его оправдания высчитают затраты по альтернативной котельной. В особенности если учесть, что считать-то станет либо сама ЕТО, или аффилированное с ней лицо.

ЕТО и альтернативная котельная — это бомба под инструмент, коий более или менее отрегулировал былую вакханалию с тарифами. По последней мере, более-менее понятно, как это вообще все происходит, резюмирует представитель ОНФ. А если ставить перед собою цель не какие-то непонятные маневры, а реальное наведение порядка, то Гальченко советует обратить пристальное внимание на прецедент, случившийся четыре года вспять в Венгрии:

— Там системные энергетики пришли к премьеру Виктору Орбану и востребовали, чтобы тарифы на тепло он повысил. На что он ответил им встречным ультиматумом с требованием понижения тарифов на 20%. Либо принудительной национализацией, если этого не сделают. В итоге и тарифы сейчас снижены, и никто с рынка не ушел.

По-добросовестному, резюмирует Гальченко, всю работу с ЕТО надо было бы начинать вообще все-таки с пилотного проекта. Даже Цариц, подчеркивает он, до Гагарина поначалу запустил в космос Белку и Стрелку. А вдруг ошибся управленческий консультант, а с ними вообще все, кто двигает это самое ЕТО? Фактически если ошиблись, то отмучился бы всего лишь один город. Конечно, там тоже живы люди, но это, по воззрению эксперта ОНФ, гораздо лучше, чем вынудить страдать в случае просчета всю страну полностью.

Но похоже на то, что настолько явные минусы системы альтернативной котельной не помешают ее скорому претворению в жизнь. Побуждающие предпосылки можно увидеть, в частности, в репликах заместителя министра энергетики РФ Вячеслава Кравченко на том же круглом столе:

— Чтоб и потребителям, и производителям теплоэнергии было отлично, прежде всего должна быть понятная и понятная тарифная политика. Когда ресурсоснабжающую компанию не будут каждый год дергать, вызывать на ковер, глядеть ее инвестиционную программу под лупой и так дальше. Должна быть простая и понятная всем схема «тариф — обязательства — ОС ответственности». А тариф этот полностью может быть установлен в том числе и по расчету альтернативной котельной. Но при этом должны быть уже и стимулы, подчеркивает чиновник, побуждающие потребителя к выполнению каких-то действий по увеличению энергоэффективности.

Абсолютно всем понятно, что чем дороже стоит ресурс, тем активнее начинает, соответственно, дергаться потребитель в части более оптимальной системы, скажем так, более оптимального решения. Банальный пример — электроэнергетика, когда у нас многие потребители строят собственные блок-станции. Они, естественно, облегчают жизнь для себя, но полностью и полностью убивают, скажем так, не убивают, а усугубляют жизнь для системы оставшейся. И тем, кто в данной системе еще находится. То существует, на мой взгляд, не самый неплохой выход. И в моем понимании на самом деле без различия, какой способ регулирования применяется: альтернативная котельная, или, соответственно, это концессия, или это долгосрочка, либо это «затраты плюс».

В настоящее время, с удовольствием отвечу на пинки в адрес альтернативной котельной. По поводу кошечек, на коих можно тренироваться. Те принципы, какие заложены в этом законопроекте, на самом деле еще реализованы в Москве. Количество закрытых лишних тепловых мощностей на самом деле тут зашкаливает. Коллеги не дадут соврать, тут закрытые стоят на консервации термические станции. Мосэнерго сейчас является одной из самых выгодных компаний. Темпы роста мы на самом деле считали, по всем нашим раскладкам стоимость, сложившаяся на тепло в Москве, и стоимость альтернативной котельной фактически отличие от их там почти равно нулю, несколько процентов. Вообще все. Вот мы получили, фактически, эту систему. Закрыли неэффективных. ОС работает нормально, идут инвестиции. Вообще все. Осталось только одно: докрутить ценообразование с тем, чтоб у компании была возможность отлично работать, чтобы у нее всякий день не вырезали средства. И можно как угодно относиться к тем либо иным способам регулирования, но, тем не наименее, мы сейчас с вами находимся в той ситуации, когда еще, извините, надо прекращать гласить, а надо на самом деле заниматься делом. Поглядите статистику: у нас число ДТП на магистральных трубопроводах, в отличие от других секторов энергетики, не миниатюризируется, а увеличивается. По одной обычный причине: нет никаких совершенно стимулов для дальнейших действий. Вот, фактически, и все. Да, вырастет тариф, но уменьшится платеж. Но если мы будем разъяснять людям, я не знаю, на этих «круглых столах», по телеку и так далее, и так дальше, где угодно, в печати, то вообще все всё понимают. Вот, фактически, и все.

Понравилась статья - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан