Главная / Культура / Обители обетованные

Обители обетованные

Обители обетованные

Поводом для написания данной статьи послужил внезапный звонок из Москвы от редактора глянцевого туристского журнальчика. «Напиши чего-нибудть про Новгород, – попросил Антон. – Вот, что у вас там в этом году строится туристского?» – «Велодорожка к Хутынскому монастырю», – именовал я навскидку. «Мелковато. Ну, а 1-ое лицо гос-ва к вам прибывало? Что вот оно поглядело?» – «Юрьев монастырь». – «Хм, ну, а сам ты куда  гостей отправишь, кто 1-ый раз в Новгороде?» – «Автобус № 7 до остановки Перынский скит. Там сосны в монастыре просто напросто примечательные, вид на Ильмень-озеро и пляжик с чистейшей водой».

Положив трубку, я задумался.

Исколесив за последние три года более дюжины русских и белорусских районов, будучи участником различных пресс-туров, я вдруг сообразил, что пальму первенства посреди всех туристских разделов-кластеров следует дать православным куполам. Да-да, конкретно им, макушкам церквей, стенкам монастырей (религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих), подворьям храмов. Конкретно там самые важные, калоритные, запоминающиеся достопримечательности посреди всех частей турбизнеса: выставочный, музейный, кулинарный, спортивный, экологический…

Таковой вывод для меня самого на нынешний денек является внезапным. Сколько помню, в конце прошлого, да и в начале сегодняшнего века, когда на совещаниях по туризму на региональном и городском уровнях дискуссировалось, как и чем естественно привлекать в Величавый Новгород туристов (или туристские поездки — это выезды (путешествия) посетителей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок менее года с любой главной целью, кроме трудоустройства), город полусотни средневековых церквей, то становилось даже как-то неловко. У нас кругом купола да колокола. Ну, а как же музеи, библиотеки, дома культуры, выставочные залы, американские горки, спа-центр, аквапарк, 4D-кинотеатр, прокат велосипедов, колесо экспресс-обзора, гидроскутеры, ловля хариуса, сплав по горной реке, медовый сбитень, медвежья отбивная, джакузи в гостиничном номере? Фантазия может быть безгранична, но все технические и просто напросто новаторства, нужно признать, как-то весьма очень быстро зарастают репликой «Да и у нас не ужаснее», и энтузиазм публики к культурно-светскому паломничеству пропадает. А вот старенькое и вечное остается совместно с желанием соприкоснуться. Конечно есть ряд моментов, благодаря которым люди в рясах, так выходит, действуют еще мудрее всех современных туроператоров. Вобщем, может, я утрирую, может, у меня чисто личный взор? Попробуем разобрать паломничество на составные части как старенький, но на удивление надежный механизм, не только лишь под моим оком.

Следы вторженцев

Переводчик Васко из Сербии заехал ко мне на пару дней прошлым летом после поездки на Соловки – чтобы сопоставить, Новгород фактически тоже окружен плотным кольцом православных обителей. Напомню, что ваш преданный слуга – один-единственный из самых доброжелательных людей в районе: принимаю странников благодаря интернет-клубу по даровой «вписке» путешествующих пилигримов со всех концов света. Таких было уже с сотку, и все почаще, замечаю, гости прибывают в Новгород конкретно с целью поглядеть религиозные святыни.

Вот и Васко, гость зарубежный, туда же. Скопив достаточную сумму, фрилансер решил побывать-таки в полюбившейся ему обители (религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих), для чего специально и приехал в Россию. Слава самого, пожалуй, грозного по климатическим условиям российского монастыря с весьма сложной судьбой, покорежившей тыс человеческих жизней в русские годы, простирается далековато за пределы нашей державы. Из Петербурга на поезде до станции Кемь, оттуда на катере по Белому морю и три дня на полуострове с ночевкой у местных обитателей. Васко посиживал у меня на кухне и длительно говорил. Заряд чувств он получил колоссальный. «Ты представляешь, у нас 30 градусов летом, теплынь, а там холодно. Я обязан был в июле надевать свитер и куртку!». Да, в весьма непростых критериях живут российские люди. Нам бы нужно даровые путевочки давать к теплым морям, а тут санкции с неминуемым вздорожанием бакса… «Так ты верующий, православный?!», – спрашиваю у гостя (многозначный термин) из схожей по духу нам державы. «Ой, нет, не особо, – признается он. – То конечно есть по культуре да, но так чтобы в церковь часто ходить, это нет» – «Так у вас же храмы еще и древнее наших, и Кирилл с Мефодием от вас к нам пришли, письменность принесли» – «Нет, тут болгары с тобой поспорят. Да и монастыри у нас не такие». Как выяснилось, ареол монастырской жизни в Сербии подпорчен скандальными публикациями. То напишут, что во главе обители встал прежний преступный авторитет, то массово квартиры у обычных людей (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры) на себя монахи переписывают…

В РФ правительство устыдилось русских репрессий, и последние десятилетия всё РПЦ разрешается, во всем идет помощь и поддержка. А критически настроенную прессу упрятали под пресс законодательства. Статья сейчас конечно есть на статью —  оскорбление эмоций верующих. Вот на западном направлении – там да, у протестантов и падение характеров, и финал прихожан из костёлов, и даже – противно молвить! – педофилия, а у нас в духовенстве как будто эра Ренессанса.  Было в РФ на 1918 год около тыс действующих монастырей, и на данный момент практически столько же. Вырастают они очень быстро, как грибы в осеннем лесу. Предпосылки таковой скорости при строительстве объектов мне как-то в разговоре раскрыл батюшка с образованием строителя. По словам опытнейшего прораба, если поглядеть сметную себестоимость штатского объекта внимательно, да со познанием специфичности, то больше половины означенных работ оттуда конечно можно выбросить без всякого вреда. Это различного рода экспертизы, согласования, привязки, контрольные замеры и иная чушь. За базу всегда конечно можно взять типовой спецпроект и по нему строить, внося нужное обилие. «Рабочие руки и стройматериалы – вот что надо стройке. Мастеров мы всегда находим для нашего святого дела, а стройматериалы нам спонсоры дают», – произнес застройщик в рясе. Вот вам и секрет возрождения православной Руси. Если бы у нас стадионы с мостами научились строить так же, да жилище всем миром возводили бы для юных!… 

Конечно есть и ещё момент (многозначный термин), объясняющий эффективность монастырского подряда. Храмы строят с учётом пожертвований, и в этом заложен большой нематериальный толк: поначалу как бы спрашивают у людей, желают ли они возвести (или отреставрировать) святыню, и, если пожертвования конечно есть, если рублем человек голосует, то и используют рычаг валютных вливаний. Поливать фактически лучше там, где конечно есть ростки, а не где вздумается, правильно? Штатские же объекты нередко строятся по желанию сверху. Любо гос чиновнику плавать баттерфляем – вот он и дает денежных средств на строительство бассейна. Вот вам, мол, подарочек, будьте как я, подтянутыми! А люди желают быть сами собою. К тому же фактически это ж из публичного бюджета, а не из личной казны. Позже удивляемся: почему люд мало прогуливается в спортзал, почему качели скрипят, откуда такое непризнательное ворчливое недовольство?!…

Больше вообще всего на Соловках серба изумили странноватые следы, оставленные на полуострове монахами (жен). Просто напросто в поле, около опушки странноватые круги из растительности и камешков… Экскурсовод представила туристам личную версию их происхождения и смысла, но у моего гостя появилась другая мысль, и он с жаром мне её рассказал. Вправду, для чего они это делают, монахи?! Что они вообщем желали сказать нам необычными рисунками, когда их облик жизни и так является для обывателей неразгаданной потаенной?! Уходят из мирской жизни и молятся-молятся за себя и за нас, хотя мы их об этом и не просим.

Библия по билетам

В крымском Бахчисарае две основных достопримечательности: дворец татар ханов, входящий сейчас в музейный спецкомплекс, и действующий Успенский православный монастырь. В первом билет нужно брать на каждом углу, то конечно есть возжелал поглядеть выставку прохладного вооружения – плати, возжелал взглянуть коллекцию огнестрельного – снова плати, а в пещерном монастыре экскурсионная поездка даровая, и даже свечи конечно можно взять «за так». А сейчас вопросец: где больше туристов и где они больше раскошелятся: перед кассой или перед ящиком для сбора пожертвований? Мне лично больше понравилось «заплатить» после того, как я удостоверился, что дело монахами затеяно не плохое. Вот бы и все вида так, подумалось. А то выходит, что год картину рекламируют, как решающий киношедевр, а позже все вдруг лицезреют, что «Матильда» – это пшик, там даже дискуссировать нечего.  Другими словами, монастыри и музеи исповедуют различный маркетинг, хоть и действуют по стародавним лекалам. А ассоциировать их приходится уже просто потому, что оба метода возмещения издержек весьма нередко находятся в одном и том же месте.

Вот, к примеру, на местности того же Кирилло-Белозерского монастыря на Вологодчине водички конечно можно попить бесплатно, просто потому что она в храме из чана и батюшкой освящена, а туалет на местности только лишь за деньги, он музейный. Тесное соседство, как мне показалось, вызывает и некоторую ревность. Экскурсовод в самый разгар собственного рассказа о монастыре вдруг попросила: «Поднимите руки, у кого конечно есть отдельная комната для проживания более 15 метров?» Немногие из журналистской братии, а в основном это были мои питерские коллеги, смогли похвастать таким метражом. «А вот наши монахи живут в кельях по 18 квадратных метров и со всеми коммунальными удобствами. Хорошо, да?!» – заключила гид. Публичный резонанс был достаточно сильным. «Не пойти ли в монахи?!» – зашуршало по группе.

Труженикам на заметку

По дороге домой, в Челябинск, с берегов Ладожского озера Светлана, психолог по профессии, решила заехать в Величавый Новгород (Новгород (до 1999 года официальное название — Новгород), чтобы поглядеть старый город, и тормознула у меня. Юная дама ехала из Валаамского монастыря, где три недели была трудницей. Волонтёр делала, что произнесут: на кухне, в монастырских теплицах, по уборке местности монастыря, а за это ей была предоставлена коечка в общежитии, питание с соблюдением постов, велик для поездок по острову и воскресные экскурсии. А что ещё нужно человеку со умеренным достатком, чтобы провести собственный отпуск ярко, с погружением в совсем новенькую жизнь (основное понятие биологии — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических)?! Если просто напросто сесть в автобус и ехать по городкам «Золотого кольца» или «Серебряного колье», то привезёшь сотни и тыс фото на телефоне, кои повторят точно такие же, но у других туристов. А тут – уникальный опыт, конечно есть что поведать, конечно есть чем изумить коллег, родственников, соседей. «Я из поездки другой возвращаюсь, сейчас полна мыслей как мне лучше работать с детками в школе», –сообщила школьный преподаватель.

Монастыри при их декларативной закрытости умудряются быть открытыми для общества. Студенческих отрядов не стало, а вот в монастыри молодёжь тянется. Вход в обители, правда, доступен каждому, но не всякому. Нужно все же соблюдать правила поведения, подобающе одеваться – не лезть в монастырь со своим уставом… А если непосредственно, то, чтобы потрудиться на Валааме, нужно записываться в апреле на веб-сайте обители, когда там провозглашают набор групп.

Путь в монастырские трудники время от времени выходит и спонтанным. Вот как по моей просьбе 1-ый рабочий контакт обрисовала обыкновенная туристка Лена, посетившая Дивеевский дамский монастырь в Нижегородской области:

— Покружив по местности, я зашла в собор и как раз в срок – шла служба, народу набралось уже очень много. Пели просто напросто замечательно. Воистину ангельские голоса! Вышла я в совсем блаженном состоянии и, хоть с утра у меня крошки во рту не было, решила ещё побродить – и тут ко мне подошла дама, по виду послушница: «Сестричка, не желаете потрудиться для монастыря?». «Желаю!» – произнесла не раздумывая. Скоро я узрела, как за длинноватым столом, покрытым чистенькой клеёнкой, посиживало несколько дам в платочках и хором тихо пели. Меня (фамилия) усадили рядом, поставили  большую картонную коробку с очень вкусно пахнущими сухариками и прочли аннотацию: «Сестричка, берёшь пакетик, открываешь, кружечкой  сухарики насыпаешь, а сухарики и есть конечно можно – это благословляется».

Эка невидаль – сухарики. А  видно, пользуются спросом, если трудников уже посреди туристок вербуют.

Ещё один-единственный большой плюс монастырям – они держат цикл на верно приготовленные, экологически незапятнанные продукты, будь то квас, сбитень, мед, хлеб или «полный обед» для туристов. Групповые паломники даже не замечают специфичности изготовления яств в постный денек, столь всё очень вкусно. Помню,  в Костомаровском женском монастыре в Воронежской области суп был овощной, колеты рыбные, но один-единственный из экскурсантов даже не выдержал и увидел: «Ничего себе пост, очень вкусно как в праздничек!…». Тогда ему порекомендовали: «А ты возьми да пересоли».

Монастырь около Костомарова когда-то был мужским. Тут в глыбах песочных пород — разветвлённая сеть пещер с круглогодичной схожей температурой, при коей летом прохладно, а зимой не холодно. Вырыты они были монахами ещё в 1-ые христианские столетия.  При показе келий особо воображение поражает рассказ о столпниках – монахах, кои никогда не садились и даже спали в собственных кельях, привязывая ноги к столпу. Таковой вот у них был обет послушничества. Еду им передавали буквально через окошко с 2-мя дверями, чтобы общение с миром было нереально. На данный момент батюшки весьма говорливы. По долголетней привычке вечерком на досуге просматриваю 10-ки каналов телевидения в поисках Video без рекламы или жарких обсуждений, где все орут и перебивают друг друга. Часто, увидел, останавливаюсь на тв-канале, где посиживает благопристойная женщина и весьма пристально слушает мужчину, с бородой и в рясе, а тот ведает что да как, отвечая на вопросы телезрителей, и никто его не перебивает. Где еще такое узреешь?!

И снова же: мегаполисы вырастают, вытягивая население из провинций, и лишь монастыри закрепляются, как якоря, на экономически слабеньких территориях. В том же Валдае  сейчас, пожалуй, градообразующее предприятие — монастырь, а не завод «Юпитер». Туда, к монахам возят пассажиров такси, их хоромы отрисовывают живописцы, про них снимают кинофильмы. И Кириллов, и Костомарово, и Дивеево – малые города РФ, которым подфартило. Так выходит.

Посреди комментариев моих знакомых, да и в блогах в Инете конечно можно собрать и нехорошие отклики о пребывании трудников, послушников и просто напросто туристов в монастырях. Но таковые конечно есть и в отношении пятизвёздочных гостиниц в Турции. На то и есть сарафанное радио с глобальной информационной свалкой, чтобы там все конечно можно было поискать. Но мне показалось, что на данный момент другой аспект более своевременен.

Честно признаюсь, был у меня один-единственный гость – из Билефельда – коий затребовал, чтобы я его не на автобусе №7, а в бассейн свозил. Это был уникальный подданный Германии, коий пиво не пил, да и имя у него для немца странноватое весьма. Поплавали, но 25-метровый бассейн в «Ледовом дворце» Сергею маловат показался. В Северной Рейн-Вестфалии такие сооружения стараются строить с изюминкой, чтобы у людей была мотивация из 1-го города (крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством) в другой ездить. Кое-где бассейн с трамплинами, а кое-где — с морскими волнами, вот и обилие. В Новгороде же сооружение выстроено по принципу «по Сеньке шапка». Ни москвичам, ни питерцам такое не любопытно. У них «и ширше, и поглубже», как сообщается. А вот монастыри вокруг Новгорода — уникальные. Сели мы с Сергеем за чайком обсудить после аква процедур таковой вопросец, и 40-летний европеец, длительно гостящий то в США, то во Вьетнаме, признался: «Я ещё не избрал религию, но мне больше нравится, когда Бога благодарят, а не требуют о кое-чем». Обычный странник, словом, скиталец. Эх, нужно было его в купель, а позже в баньку, да веником-веником! Возвратился бы домой иным человеком, обретя самую глубокую веру в правильное приспособление общества.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Кто такие женщины-пумы и какие признаки их отличают

Как можно охарактеризовать женщину-пуму. Отличительные признаки этой категории представительниц прекрасного пола. Постоянно ...