Главная / Общество / Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

Aвтoр   Миxaил Вaсильeвич Дeмурин   — пoлитичeский aнaлитик, публицист, oбщeствeнный дeятeль. Имeeт диплoмaтичeский рaнг   Чрезвычайного и Полномочного   Посланника 2-го класса.

[Фото ниже: здание МГУ и колокольня   Андреевского ставропигиального мужского монастыря   © РИА Анонсы / Евгений Биятов.]  

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в "пропаганде"

Управление Русской православной церкви встревожилось по   поводу наружной «враждебности» и   «неспособности» РПЦ противостоять «пропаганде»   — критичной информации о   ней, распространяемой в   русских социальных сетях. Поднят данный вопрос был на   состоявшейся в   конце прошлой недели в   Москве конференции, посвященной столетию начала гонений на   Русскую церковь.

Для ясности в   осознании данной трудности следует, думаю, напомнить, что конкретно в   1917 году Российская православная церковь (тогда она называлась русской) сбросила с   себя кандалы установленной Петром I   синодальной системы управления ею. За   два века существования данной системы имели пространство и   государственные гонения на   РПЦ, в особенности в   период правления   Екатерины II. У   церкви тогда были изъяты фактически все земляные угодья (около 8,5   миллиона десятин) и   выше 900 тыщ крестьянских душ только лишь мужского пола; было закрыто 754 из   954 ранее существовавших монастырей.

Кто-то произнесет, что те деяния со стороны императорской власти гонениями не являлись, так как речь шла чисто об имущественных делах, но они самым томным образом воздействовали на судьбы большей части священников и монахов, многие из коих, кстати говоря, тогда присоединились к участникам восстания под предводительством Емельяна Пугачева. В любом случае представьте для себя на минутку, что сейчас у РПЦ правительство отобрало бы сопоставимую собственность. Как бы это окрестили? Обращая внимание на вышеприведенные факты, я не пробую приуменьшить масштабы политико-идейных гонений русской власти на РПЦ в XX веке — просто напросто хочу показать сложность самой трудности взаимоотношений власти и соответственной поместной церкви даже тогда, когда, как в случае с   Екатериной II, власть не является чисто атеистической. Что уж гласить о периоде меж 1918 годом и серединой 60-х годов прошедшего столетия в РФ!

Он, как мы   помним, начался с   безжалостной гражданской войны, в   ходе коей большая часть клириков РПЦ встала на   сторону потерпевшего поражение белого движения. Притягивать к   этому вправду тяжелому, периодически крайне трагическому, а   периодически (1943–1953 годы) относительно размеренному для РПЦ, периоду нынешние проблемы информационной обстановки вокруг РПЦ мне представляется искусственным.

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в "пропаганде"

Верующие во определенное время богослужения в   храме Христа Спасателя   © РИА Анонсы / Григорий Сысоев

Современный мир в большей степени враждебно настроен к   Церкви, и   в   этом нет ничего ни   нового, ни   необычного. Наоборот, это естественно: мир и   должен быть враждебен Церкви; данной своей враждебностью он   только проявляет свое извечное качество. Конкретно поэтому и   сказано о   Церкви, что она не   от   мира этого.

Это тем поболее так в   случае с   современным миром, в   том числе миром русским, который вот конечно уже как минимум четверть века преднамеренно поставлен на   стези 3-х наиболее разрушительных, по   православному вероучению, страстей: сластолюбия, славолюбия и   сребролюбия. Заигрывать Церкви с   этим миром, обращать к   нему личный заинтересованный пиар с   целью получить встречную положительную реакцию   — не   бред   ли это? Не   путь   ли к   саморазрушению?

Что   же тогда делать Церкви? Просто напросто отгородиться от   мира?

В   определенном смысле   — да, отгородиться. Держать в голове, как поступил Авраам в   отношении царя Содома; управляться принципом «Блажен супруг   иже не   иде на   совет нечестивых, и   на   пути порочных не   100, и   на   седалище губителей не   седее» (Пс. 1:1). Но   это только в   отношении мира в   целом как противоположности Церкви.

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в "пропаганде"

Богослужение в храме Сергия Радонежского   Высоко-Петровского монастыря   в Москве © РИА Анонсы / Сергей Пятаков

Что же касается определенных мирян, то за их сердца Церковь должна вести постоянную борьбу, ибо в каждом из их заложена частица   Царства Божия   («Царствие Божие во внутрь вас есть». Лк. 17:21), а означает, и Церкви. И основным направлением данной борьбы должно быть совсем не давление на критиков современного положения в РПЦ средством обвинения их в том, что они участвуют в «антицерковной пропаганде», а сама она «осуществляется на зарубежные деньги» и может типо послужить прологом к новым гонениям на Церковь.

За место этого необходимы просто определенные примеры определенной праведности определенного архиерея, священника, дьякона, монаха, церковнослужителя, рядового прихожанина. Конкретно они призваны служить основой для «доброго свидетельства от внешних», настолько необходимого, по воззрению апостола Павла, чтоб клирику, да и хоть какому православному, «не впасть в прирекание и сеть диавольскую» (1-е Тим. 3:7). На упомянутой же в начале моей статьи конференции было предложено другое: противопоставить новейшей массированной антирелигиозной пропаганде, с одной стороны, историю новомучеников и исповедников русских, а с другой — рассказ о том, как РПЦ «подвергалась оплеванию» в преддверии революционных событий и «какие легенды использовались для того, чтоб скомпрометировать Церковь, сударя-императора, царствующую династию и тем самым подорвать базы государственного строя». Мне думается, это не выручит.

А в случае с рассказом о судьбе новомучеников и исповедников может сослужить и обратную службу. Почему, спросите вы?

Во-первых, поэтому, что действительный подвиг православных христиан в   прошедшем делает тем поболее вопиюще естественным сегодняшнее обмирщение РПЦ. Рассказами о   том, как хранили веру и   погибали за   нее остальные, тут дело не   поправишь. И   уж   точно индульгенцию от   критики не   получишь.

Во-вторых, поэтому, что часть тех, кто был провозглашен новомучениками и   духовниками, являлись реальными противниками русской власти. А   русская власть, и   это с   благодарностью помнит значительное большинство граждан нашей страны, в   том числе и   молодежь, была по   собственной природе народной властью. Она проводила отвечавшую чаяниям большинства людей СССР социально-экономическую политику, защитила страну от   гитлеровской агрессии и   привела народы нашей страны к   Победе 1945 года, обеспечила триумф российскей науки, образования, культуры, здравоохранения и   многие остальные выдающиеся заслуги советской эры.

Другими словами, как учил   Серафим Саровский, «стяжи дух мирен, и   тыщи вокруг тебя спасутся». Безупречное положение не   то, когда в   соцсетях не   будут плохо писать о   Церкви, а   когда в   Церкви не   станет происходить того, о   чем разрешено будет плохо написать в   соцсетях.

Понятно, что в   силу беспомощности человеческой натуры такое состояние в   совершенной полноте недостижимо. Но в   качестве цели оно мне представляется поболее продуктивным, чем рвение свести делему к   тезису о   том, что пробы «скомпрометировать Церковь» ведут к   «подрыву основ муниципального строя».

Понравилась статья - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан