Главная / Общество / Отличный советский солдат ефрейтор Збруев

Отличный советский солдат ефрейтор Збруев

Отличный советский солдат ефрейтор Збруев0

С чем-то я бываю согласен, с кое-чем нет. Но в данном случае – стопроцентно мимо кассы. Перефразируя Ницше, я скажу: «мне, пожалуй, никогда не доводилось прочитать что-либо, чему я в такой степени говорил про себя ”нет” – фразе за фразой, выводу за выводом, – как это статье: но без мельчайшей досады и нетерпения». Взгляд у Зины интересный, но в данном случае совсем неверный.

Всё оттого, что она вольно или невольно выдумала некий СССР в вакууме, состоящий из юношеских мемуаров горбачёвского времени (солидно сдобренного западными кредитами), и изучением официозной русской живописи, в массе своей совершенно фальшивой. А потому при взгляде на аутентичный брежневский СССР она его не ощущает. А ведь «Семь невест ефрейтора Збруева» – это такой радостный стёб над брежневским Совком. Там каждый кадр – эпичен. Но давайте по порядку.

Для начала. Абсолютно любой анализ художественного произведения требует ознакомления хотя бы в общих чертах с автобиографией того, кто это произведение создал. Чтобы понимать, что хотел сказать создателя. Ведь очень часто автор сказал не только то, что считывается сходу при первом взгляде. И тут никаких тайн нет. Фильм «Семь невест ефрейтора Збруева» снял в 1970 году превосходный режиссёр Виталий Мельников. Из всей его биографии достаточно знать вообще всего один факт, чтобы правильно воспринимать его произведения. А факт таковой – в 30-х годах его родители были репрессированы и попали в ссылку. В ссылке и рос Виталий Мельников. Абсолютно любой, кто пережил такое, навсегда сохранит в своей душе ненависть к коммунистам и их системе. При этом почаще всего эту свою ненависть, уже обжегшись, такой человек будет всячески скрывать, иногда даже выдавая ненависть за любовь к Советской власти.

Но может быть в случае с Виталием Мельниковым это не так? Быть может он был певцом коммунизма, снимая кинофильмы про Ленина и тому подобную официозно-коммунистическую дрянь? Изучим.

В качестве режиссёра Мельников дебютировал в 1964 году короткометражкой «Барбос в гостях у Бобика». Кинофильм про двух собак. Ничего особенного. Одна собака живёт в протекающей будке, но свободна, другая – в тёплой квартире с дедом-садистом, который просто пускает в ход палку, чтобы призвать своего пса к порядку.

Отличный советский солдат ефрейтор Збруев2
Кадр из кинофильма (а также — кино, кинофильм, телефильм, кинокартина — отдельное произведение киноискусства) «Барбос в гостях у Бобика» (1964).

Собственно, аллюзии на советский концлагерь столь очевидны, что даже разжёвывать смысла нет. Но это короткометражка, которую мало кто увидел.

Следующим фильмом Мельникова стала великолепная комедия «Начальник Чукотки» (1966 год) с совершенно ещё юным Михаилом Кононовым (Алёша Бычков) и маститым Алексеем Грибовым (Тимофей Иванович Храмов) в основных ролях. Вот, кажется, фильм полностью в струе восхваления Советской власти. Годы Штатской войны. Молодой комсомолец Алёша Бычков волею случая становится единственным представителем Русской власти на самой восточной окраине страны. Кажется, вот тут бы восславить героев-комсомольцев, Советскую власть и т.д. Но сам сюжетик фильма очень необычен. По сути, Алёша Бычков занимается организацией торговли пушниной с америкосами и прочими капиталистами и взиманием с них пошлины в иностранной валюте. Неожиданное для комсомольца-энтузиаста дело. Потом он со всей собранной пошлиной в размере миллиона долларов попадает (не по собственной воле) в США. Но, как истинный ленинец, не тратит там ни цента, а окольными путями возвращается обратно в Советскую Россию. Где весь миллион долларов у него благополучно воруют беспризорники (правда, их ловят бравые чекисты). Финал фильма достаточно грустен – Алёша Бычков возвращается на Чукотку без долларов. Его мечты сделать там локальный коммунизм отложены на позже. И особую грусть этому финалу придаёт то, что и режиссёр Виталий Мельников, и остальные зрители старшего поколения (ну конечно и мы с вами) прекрасно знаем, что будет с в 1937 году с бывшим молодым коммунистом, который с миллионом долларов странным образом уплыл в США, а позже странным образом вернулся. Да… Это не антисоветский фильм, нет. Но это фильм, полный печалься о том, что мечты о коммунизме остались только мечтами, а мечтателей перестреляли на полигоне с глумливым названием «Коммунарка» .

После «Начальника Чукотки» Мельников снимает «Мать вышла замуж» (1969). Тут никакого коммунизма. Просто трагикомедия о метаниях юноши Бориса Голубева (в выполнении тоже ещё очень молодого Николая Бурляева), который вынужден жить со собственной матерью в однокомнатной квартире. Вот они – прелести Совка. Когда половозрелый молодой (многозначный термин) мужик вынужден ютиться в одной комнате со своей матерью (Люсьена Овчинникова). А тут ещё мать влюбляется в водителя грейдера Виктора, любящего после работы залить за воротничок с дружками. Его потрясающе играет Олег Ефремов. Теперь они живут в однушке втроём. Мать с водителем Витей, и Борис за шкафом, к стенке которого прикреплён портрет Антуана де Сент-Экзюпери. Вот она, русская действительность «всем выдавали квартиры». Нервы Бориса не выдерживают и он подаётся в бега. Хороший атмосферный фильм с показанным без прикрас советским унылым городом. И хотя данный город (населённый пункт (застроенное населённое место), обычно со значительным числом жителей, которые заняты, как правило, не сельским хозяйством) – Ленинград, у Мельникова он выглядит так, что впору удавиться. Ну или, как Борис, сбежать куда-то подальше.

Отличный советский солдат ефрейтор Збруев3
Кадр из кинофильма «Мама вышла замуж» (1969).

Отличный фильм. Впрочем, как и большинство кинофильмов Мельникова. «Старший сын» и «Отпуск в сентябре» – это ведь тоже Мельников. Его фирменный почерк показывания Совка без мельчайшей лакировки. Фильмы, полные депрессии, осенней погоды и облупившихся стенок домов или унылых блочных девятиэтажек. СССР каким он был, а не таким, как его писали на картинах заслуженные конъюнктурщики из Союза живописцев.

Жилью – «отличному бесплатному советскому жилью» – Мельников вообщем уделял много внимания. Скажем, в фильме «Ксения, любимая супруга Фёдора» (1974) главные герои «муж и жена в течение пятнадцати лет мотались по стройкам и ждали собственное жильё.» Вон оно как. Это наверное потому, что они были глупыми людьми. А вот если бы они были умными и послушали советов современных Очевидцев Великого Прошлого, то те бы им сразу разъяснили, что жильё им было положено сходу же, ну максимум через год. И вообще «в СССР ничего не имел лишь тот, кто личную жопу от дивана не отрывал». А вот режиссёр Виктор Мельников аж в 1974 году снял кинофильм про тех, кто жопу от дивана таки отрывал, да ещё как отрывал – мотался по стройкам всей державы. И всё ради квартиры.

«Семь невест ефрейтора Збруева» – кинофильм совершенно иного плана. Он залит солнцем. Там очень мало вечерних кадров. Солнце, ухмылки, радостная придурковатая удаль персонажей. Это третий полнометражный фильм Виталия Мельникова. И наверняка это самый нехарактерный для него фильм по уровню нагнетаемого оптимизма. Но давайте присмотримся

Отличный советский солдат ефрейтор Збруев4
Кадр из кинофильма «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970).

Зина назвала ефрейтора Збруева – героя кинофильма в исполнении Семёна Морозова – придурком. Это очень ошибочное мнение. Для начала, ефрейтор в Русской армии (сухопутные войска как часть вооружённых сил государства; соединение значительной массы вооружённых сил на одном театре войны, чаще всего под началом одного лица, для достижения определённой) – это «отличный солдат». Так официально расшифровывалось звание ефрейтора. Но ефрейторов в Русской армии было не так уж мало. А вот Збруев был штучным товаром. Дело в том, что он попал на обложку журнальчика «Умелый воин» (журнал выдуманный, в СССР существовал журнал «Русский воин», но не в этом дело). Конечно, тот, кто в аутентичном Совке животоврящем не жил, не может осознать, что надо было сделать, чтобы попасть на обложку такого совдеповского журнальчика, как журнал министерства обороны СССР. Збруев должен был быть отличником военной и политической подготовки, как тогда говорили, и желательно комсомольским активистом. В известном смысле – это просто напросто эталон «Советского Человека» (ага, именно так, с заглавных букв). Странно то, что на полотнах русских художников Зина всячески восторгается такими образами. А вот увидев в кино 1-го из этих плакатных героев, она называет его придурком. Нет, Зуев не придурок. Это весьма умный, очень ловкий, и очень советский человек. Да ещё хорошо обладает приёмами самбо. Вспомним, как ловко он заломал алкоголика, когда тот протянул ему зажигалку, которую Збруев принял за пистолет.

При этом и работящий. Он и починить может сломавшийся утюг, и травку косить мастак. То есть он буквально отрада тех, кто любит сегодня пыхтеть: «в СССР нас учили работать руками, а сегодня нам разрешают только лишь в смартфоны пялиться». Короче, ефрейтор Збруев – просто эталон русского человека. Сам Леонид Ильич Брежнев расцеловал бы его в губы – таким замечательно эталонно русским предстаёт в фильме ефрейтор Збруев.

Что до некоторой мудаковатости, то Зине естественно простительно не понимать одного обстоятельства. Дело (работа, занятие, действие не для развлечения; предпринимательство, коммерческое предприятие, бизнес; вопрос, требующий разрешения) в том, что ефрейтор Збруев едет на дембель. Отслужив два года срочной службы. Естественно, у него голова наполовину ещё работает по-военному. Он вчера ещё в казарме спал. Всем известен данный эффект – вернувшийся из армии солдат первые недели дома ведёт себя не постоянно адекватно. Шутит шутки, когда не надо, всё ему трын-трава и море по пояс. Это простой адаптационный период. Люди, которые не оказывались в таких экстремальных критериях как армия на несколько лет, а потом не возвращались к гражданской жизни, не могут осознать, что в это период человек уже выпал из одной, ставшей ему за два года привычной, среды обитания, но ещё не возвратился в своё исходное состояние. Такой человек первые дни (иногда и недели) находится как бы меж 2-ух миров. Вот таким и показывает Збруева режиссёр Мельников. И показывает очень аутентично. Дембель Советской армии – поберегитесь все вокруг.

Но Збруев, как весьма умный парень, конечно понимает, что от гражданской жизни слегка отстал и начинает ускоренно навёрстывать упущенное. Для чего решает для начала узнать, какие нынче танцы в моде. С этим вопросом он и обращается к проводнице. Фактически, с этой сцены и начинается действие фильма. И в первой же сцене Мельников со всей беспощадностью указывает гнусность Совка.

Отличный советский солдат ефрейтор Збруев5
Збруев подкатывает к проводнице на предмет выяснить «а что сегодня танцуют?»

Мельников (ремесленная профессия, связанная с эксплуатацией мельницы, производством муки, приправ, растительных масел и других продуктов) мог бы снять, что Збруев задаёт вопрос про танцы проводнице того вагона, в котором едет сам. Но режиссёр посылает Збруева в другой вагон – международный. Международный вагон, как известно всякому, кто жил в брежневское время (и непонятно всем остальным) – это вагон, куда обычным советским людям вход запрещён. Просто потому что советские люди – это второй сорт. А первый – иностранцы. Поэтому проводница очень неприветливо – впрочем, как любой сотрудник советского сервиса по отношению к простым советским людям – встречает Збруева. Но самое главное – вагон совсем пуст. Весь поезд полон, билетов, скорее всего, в кассах нет (лето фактически), а тут в составе советского поезда совершенно пустой вагон. Куда никому из русских граждан купить билет невозможно.

Кстати, вспомним фильм «Вокзал для двоих», снятый буквально через 12 лет после «Збруева». И одна из сцен (ключевая часть помещения театра[уточнить], место основного театрального действия) там – в специальной комнате отдыха для иноземцев при вокзале. И снова – в вокзале ночью сесть некуда, всё заполнено людьми, а в данной специальной комнате отдыха для иностранцев нет ни души. А чего как огня боится дежурная (в выполнении Татьяны Догилевой)? Она сама откровенно говорит: «Если узнают, что я кого-либо из наших пустила, меня уволят». «Наши» – это русское обиходное словечко, обозначающее советских людей. То есть мало того, что русскому нельзя зайти в интуристовскую комнату отдыха, так и дежурную уволят, если выяснят, что она кого-то из советских пустила. Совок как он есть.

Но если у Рязанова это показано в депрессивно-критичной манере, то у Мельникова – просто и играючи. Збруев пошёл учиться танцам. Всё весело и непринуждённо. А остальное… – кому нужно догадаются. А кому не надо – пусть и дальше подставляют свои уши для лапши официального коммунистического агитпропа. В общем, увлёкшись танцами в пустом вагоне с прекрасной проводницей (в международном даже проводница красивее), Збруев не успел повстречаться с первой кандидатшей, прозевав станцию.

Да, кстати, я ведь забыл объяснить суть похождений Збруева. Итак, в названии сказано, что у него есть какие-то семь невест. Но что это за девицы? Откуда они взялись? Зина, априори считая Зуева придурком и «душноватым идиотом», не задаётся вопросом про этих невест. Она – из женской солидарности – полностью на их стороне. А вот я служил в Русской армии и могу ответить на вопрос про этих самых невест. Дело в том, что многие девицы в СССР могли сложить два плюс два и сделать вывод, что если миллионы юных советских парней на два года запирают в казарме, то стало быть Русская армия – это место, где куда ни плюнь, попадёшь в какого-нибудь пиздострадальца. А что делать? Это жизнь. Некие, наиболее аморальные (или раскованные) девушки так прямо лазили в воинские части буквально через забор. Кому было невмоготу – пользовались. Правда трипак словить было просто. А некоторые искали себе жениха. И писали письма. Вы спросите: как это так, кому (коматоз — угрожающее жизни состояние между жизнью и смертью, характеризующееся отсутствием понимания, резким ослаблением или отсутствием реакции на внешние раздражения, угасанием рефлексов до) может написать женщина, если она никого в воинской части не знает? Ну, во-первых, вернулся юноша к подружке, а у него в части остались приятели. Он может предложить подружке собственной девушки написать им письмо. Распространённый случай. А бывает и так, что девушка пишет бездумно с таким примерно адресом «Самому весёлому солдату части такой-то». Номер части снова же от кого-то знакомого узнаёт. К нам в часть (часть — элемент множества; воинская часть — в ВС Союза ССР и Российской Федерации — организационно самостоятельная боевая, учебная и административно-хозяйственная единица в Вооружённых сил Союза и) такие письма приходили. При этом в таких количествах, что чуть ли не в нагрузку потом распределялись: «Ты отвечай на это, ты на это».

А что бойцам делать под дембель? Делать уже нечего, А переписываться с незнакомой девушкой любопытно. Да и вообще в армии приятно получать письма от девушек. Я тоже переписывался, кстати, когда был «дедом». Правда я про личную биографию наврал всё. Ибо у меня не было цели как-то перенести в действительность это виртуальное знакомство. А некоторые правда потом имели намерение поискать ту девушку, с которой списывались. У некоторых было по нескольку таких «заочниц». Но не служа в армии, естественно этого не понять. И самое главное – инициатором обычно бывали сами девицы. Ну а ефрейтор Збруев, не забудем, светанулся на обложке журнала, выходящего огромным тиражом. Да тут и гадать нечего, что его в ответ девицы со всего СССР завалили письмами. Вот откуда у него «семь невест». Семь – это ещё мало. Большую часть он, быстрее всего, отсеял. И ничего предосудительного тут нет. Обычная жизненная история, каковых в русское время было множество.

Итак, далее Збруев отправляется в гипотетичное Иваново. Город в фильме не называется, но судя по тому, что там упоминается, как в городке много молодых девушек, и что работают они на разных камвольных фабриках, можно считать, что это «город невест» Иваново. Хотя заглавие тут не важно. Важны сопутствующие обстоятельства. Ибо тут Збруева (— фамилия) снова встречает Совок в полнейший рост. Вот что по этому поводу пишет Зина (ИмяЖенское имя, сокращенное от Зинаида Зина — один из Апостолов от семидесяти — то есть учеников Христа и учеников его учеников):

«Ефрейтор Костя Збруев удивительно, почти патологически эгоистичен – при том, что изображает искренность и заинтересованность в любом собеседнике… А вот любопытно – как себя чувствовала потом фабричная девушка Надя, которую обнадёжили (перед всем коллективом), а позже — кинули? Збруев просто сравнил простое, курносое личико текстильщицы — с фотопортретом столичной артистки и — сделал эпохальный выбор. Это комедия, и нам не покажут, что ощущала та — курносая, получив записку: «Прости, Надежда!». Этому предшествовал весьма тёплый, наполненный приязнью, вечер и – «на!» тебе. Если учитывать, что в городе ткачих выйти замуж почти нереально, а тут ещё – такая «оплеуха». Збруеву – безразлично, как сложится позже её судьба.»

Ну не факт, что совсем уж безразлично. Да и не так уж тяжело девушке выйти замуж в городке Иваново. Это я говорю как внук жительницы Иваново и двоюродный брат 2-ух ивановок, то есть «города ткачих». Все они вышли замуж спокойно в собственный час. «Город невест» – это просто расхожее название. Мужчин там более чем довольно. Но это детали. И не факт, что Збруев только изображает заинтересованность. Как вчерашнему бойцу ему как раз очень интересен любой гражданский собеседник. Но, опять же, тому, кто не служил, этого не осознать. Но главное, что в этой характеристике опять же упущён фактор Совка. И это как раз про «весьма тёплый, наполненный приязнью, вечер». Всю приязненность и теплоту вечера очень остудил Совок (многозначное слово). А Совок тут вот какой. Вторая девушка жила в общежитии.

Отличный советский солдат ефрейтор Збруев6
Сцена в общежитии.

Но не это само по себе обломало Збруева. А совковый комендант общежития Семён Семёныч Евстигнеев (в выполнении Анатолия Столбова). Опять же, кто не пытался пройти к девушке в совковое общежитие, тот не знает наверняка, какое это было унижение. Мельников отлично показал всю эту гадость. К девице приехал знакомый парень, с которым у неё что-то может получиться. Да, бля, парню охото ебаться, извините меня за мой френч. И Семён Семёныч Евстигнеев учитывает, что в гости приехал не кастрат, а дембель Советской армии. Поэтому он не оставляет пару ни на минуту. Нет, вы приехали к незнакомой привлекательной девушке, а вам поминутно нарушают интим. Да никто не собирался сразу же заваливать её на кровать. Но элементарное человеческое отношение должно быть? Комендант проявляет человеческое отношение – в рамках собственного совкового понимания, разумеется. Когда наступает вечер и все посторонние обязаны покинуть здание общежития, Евстигнеев входит в ситуацию Збруева и не выгоняет его на улицу. Он даже выделяет ему отдельную комнату, и… запирает его там на ключ. Пиздец, Вот он – Совок.

И в итоге Збруев перед сном переговаривается с женщиной через балкон – эдакая советская вариация сцена на балконе из «Ромео и Джульетты». И я уж даже не говорю, что он банально в туалет мог возжелать ночью. И как тогда? Через перила балкона брызгать? Вот после вообще всего этого Збруев задумывается. Что его тут ждёт? У него квартиры нет и даже если он устроится на фабрику – ох не скоро она ему светит (только лишь дети могут продолжать фантазировать про раздачу бесплатных квартир (один из видов жилого помещения, состоящий из одной или нескольких смежных комнат с отдельным наружным выходом, составляющее отдельную часть дома) в СССР хоть какому желающему). Его гипотетической невесте – тоже ничего не светит в ближайшей перспективе. И что, они будут мыкаться в общагах, встречаясь под присмотром коменданта Евстигнеева и целуясь на последнем ряду в кинозале на последнем сеансе? Да кому такое счастье надо? Ладно бы ещё Збруеву было 16 лет, и если бы эта «заочница» была бы его женщиной «до армии» – тут ещё есть какие-то моральные тормоза. А так – приехал, поглядел, девушка ему понравилась, но сопутствующие обстоятельства – не ку-ку. Он берёт портреты других женщин и приходит к выводу – можно поискать дальше. В чём тут аморальность поведения? Збруев, кстати, ведёт себя по-советски морально. Он с его бешеной энергией и очаровательной улыбкой не пристаёт к любой девушке (лицо женского пола с момента наступления совершеннолетия, критерием которого выступает половая зрелость, до вступления в брак) на улице. Нет, ему нужны только те семь, с которыми он переписывался. Просто потому что они ему понравились. Когда в одной ситуации ему предложили одну заменить на другую, он с грустью отвечает: «Не нужна мне Перепёлкина». И наоборот, совершено порядочный парень. Да ещё стреляет метко.

Далее его путь – к киноактрисе, которую сыграла Марианна Вертинская.

Отличный советский солдат ефрейтор Збруев7

И опять посмотрим на это всё через призму Совка. Вот киноактриса, причём довольно популярная (судя по сюжету). И таксист её сразу узнаёт, и солдаты от неё без ума. Звезда русского экрана, короче. А как она живёт? В однокомнатной квартире, в которой сама делает ремонт. А влажные волосы сушит утюгом. Нет, по советским меркам она даже отлично жила. Квартиру, кстати, ей быстрее всего не «дали», а она сама смогла вступить в кооператив с гонораров за кинофильм. И это её потолок. А по меркам нормальным? И главное мы знаем, что в этой однушке она будет жить вечно. Если только лишь не выскочит за какого-нибудь солидного режиссёра или партийного работника. А тут вдруг откуда ни возьмись появляется ефрейтор Збруев, у которого уж точно нет квартиры.

Зина по этому поводу пишет: «Збруев не понимает самого главного в общении – межличностных границ; и для него юная актриса – примерно такая же величина, как он сам. Збруев реально уверен, что он – хорошая пара для красивой и популярной звёздочки».

Ну про «межличностные границы в общении» в СССР – это просто напросто смешно. В стране, в которой к вам в общежитие запросто мог впереться ночью целый табун членов комсомольского оперотряда на предмет поверки, нет ли у вас в койке женщины, рассуждать про «межличностные границы в общении» – это всё же перебор.

Но, положим, отчасти тут можно согласиться. Актриса – единственная из «невест», к кому Збруев сам навязался. Он ей написал 1-ым, прислал обложку журнала со своей фотографией. Ну и что тут такого? Почему, фактически, он не должен быть уверен, что является отличной парой для этой киноактрисы? Не забудем, что в СССР одним из основных лозунгов был – «человек человеку друг, товарищ и брат». И если к концу 70-х в это уже откровенно никто не веровал, то в 1970 году почти любой (Люба — имя; Люба — село, Воеводина, Сербия; Люба — село, Словакия; Люба, Владимир Фёдорович (1861—1928) — российский дипломат, востоковед) мог считать, что актриса – обычный русский человек, «как ты или я». А разве не так? Что, собственно, ставило эту актрису выше Збруева? Да и вообщем, в советское время любую известную актрису забрасывали письмами. Скажем, ту же Наталью Варлей (которая тоже снялась в «Збруеве») засыпали письмами и предложениями жениться. Что, прямо все сплошь были душноватыми идиотами? Есть люди, которые не гоняются за журавлями. А вот Збруев прославился – уж в границах своей части он стал звездой почище этой киноактрисы – и решил, что он как раз сейчас ровня актрисе. «Она известна на всю страну, я известен на всю страну – чем чёрт не шутит». Ну и попробовал. Почему – нет? И что тут такового ужасного? Ужасно, когда, наоборот, человек принижает себя, все эти ИМХО, и прочее «да я тут, в сторонке постою, не обращайте на меня внимания» – вот что страшно. А Збруев знает себе цену. Он не красавец, как Делон, но симпатичен, всё при нём – в мотопехоте служил всё же. И, кстати, у человека (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры) с таким бешеным напором в будущем весьма большие перспективы.

Но идём далее. А далее на пути Збруева оказывается медсестра в выполнении Натальи Соловей. Как только он её увидел, сразу понял – не его вариант. Но из вежливости идёт с ней в гости, слушая её тупую трескотню и не зная, как отвязаться. В итоге лицезреет комнату в коммуналке и целый рой соседей, которые, как он сразу понимают, будут чуть ли не членами его семьи. И снова – кому нахрен нужно такое счастье? Ебанутая на всю голову медсестра и какие-то соседи по коммуналке. Если бы Збруев был аморальным человеком, он бы испил с медсестрой спирта из шприца – а та ему фактически специально налила (в шприц!) – переспал бы с ней, а потом бы уж смотался. Но наш Збруев – добросовестный советский парень с обложки советского журнала. Ему это говно не нужно. И он честно уезжает. «Даже не испил чаю». Ну не испил. А для чего пить чай с человеком, который сразу же вызывает отторжение?

Ну и апофеоз Совка. Ударная комсомольско-молодёжная стройка, на которую Збруев попадает практически случайно, хотя именно там живёт очередная «невеста». «Женой» оказывается комсомольский работник Галина Листопад в исполнении Натальи Варлей. Лицезрев девушку с внешностью Варлей, Збруев, естественно, потёк. Ему было и невдомёк, что он нужен ей как зайцу стоп-сигнал, а в лице Галины Листопад имеет дело с традиционным совковым начинающим чинушей, который заманивает на стройку дембелей, при этом даже не тратя своего времени на написание писем (в значении сообщение — текст на бумаге или других материалах, используемый при переписке между двумя и более адресатами), а лишь визируя их (а письма писала та самая Перепёлкина).

Отличный советский солдат ефрейтор Збруев8

При этом эта Листопад прекрасно осознаёт, что нравится молодым ребятам и всячески употребляет свою сексуальность. Она ведь не сказала Збруеву с порога – мол, я замужем, так что гуляй, Вася, жуй опилки. Хотя она отлично поняла, что Збруеву от неё нужно. Нет, она просто крутит задом и строит из себя дуру. Сегодня из таких Галин Листопад 1970 года, кстати, вышли отличные сенаторы в Совете Федерации РФ.

Нет, ну давайте встанем на место Збруева. Он едет хрен его знает наверняка куда, на строительство и видит там очень красивую девушку, про которую конечно думает, что он ей не безразличен – ведь она ему даже стихи в письмах присылала. А на поверку выясняется, что это ловкий комсомольский вербовщик, который его накалывал всю дорогу. Кому такое понравится?

И вот ещё цитата: «Сцена уборки местности на молодёжной стройке — вообще невыразима»

А что там такого невыразимого? Збруев – ефрейтор, то есть в прошедшем скорее командир отделения, который временами мог замещать сержанта. Естественно он умеет командовать. А в армии так – либо ты командуешь, либо тобой. Почему остальные солдаты и даже сержанты, которые прибыли с ним, ему подчиняются? Да привычка. Если в армии кто-то уверено командуют, остальные подчиняются. Приведу такой случай из моей биографии.

Дело было в учебке. В один прекрасный момент так получилось, что наш взвод возвращался из столовой в казарму без сержанта. Хотя мы построились, как положено, и шли строем, но нами никто не командовал. И тут нам навстречу комбат. Он нас приостановил и спросил «Что за нахуй? Почему никто не командует? Ну ка быстро определитесь кто командует и идти в казарму с командиром». А мы все курсанты, то есть рядовые. И тут 1-ый в строю – он из Закарпатья был, кстати – громко командует: «Взвод, слушай мою команду, шагом-арш». Ну мы все зашипели ему в спину: «Вадим, а чего ты командуешь? Ты кто таковой? Тебя кто назначил?» Но делать нечего, команда была – идём, а Вадим только лишь подрявкивает «Левой, левой, раз-два-три». Вскоре он командиром отделения стал, Вот так вот. Просто потому что это армия. В армии нет толпы. А есть подразделения. Кто первый заявил «я – командир», тот и командует, если другого старшего командира вблизи нет. Так и Збруев. Мог бы говно жевать и говорить себе: «Ну я же ефрейтор, а Орлов – сержант, вот пусть он и командует». Но он взял инициативу на себя. И все другие ему подчинились по армейской привычке. А Збруев, естественно, как командир подразделения, и не должен был сам совместно со всеми копать от забора до обеда. Он должен был обеспечить выполнение работ. Он их и обеспечил. Ну и за исключением того, он же вчерашний дедушка. А в Советской армии дедушки не работают. И хотя это уже гражданка, но от этого отвыкнуть не так просто. Ещё вчера ты при любой попытке заставить тебя, скажем, копать траншею, высказывал недоумение по поводу таковой неудачной шутки, а уже завтра, попав на гражданку сразу будешь с огнём в очах бросаться убирать мусор? Не, так не бывает. Збруев не стал бы отлынивать, если бы ему отдали приказ. Но фишка легла так, что приказывать мог он. Он и воспользовался. Опять же, вещь понятная только лишь для тех, кто служил.

Отличный советский солдат ефрейтор Збруев9

Ну и лучше всего о Збруеве говорит то, что в итоге-то она нашёл личную «ту самую». И выбор этот был не меркантильный. Он запал на деревенскую девушку – Валентину Кондратьевну Оленёву (в выполнении Татьяны Фёдоровой, которая, кстати, в 1975 году сыграла супругу декабриста Рылеева в фильме «Звезда пленительного счастья»). Можно сказать, втюрился Збруев. И вот с ней-то он уже в итоге переспал. То есть решил для себя, что вот это серьезно и надолго. Зина пишет: «К чему такой девушке — это гиперактивное трепло ефрейтор Збруев, который даже не смущяется того, что проводит смотр невест?» А что не так? Збруев показал себя хорошим хозяином, который готов всё ремонтировать и косить траву до упора. Сильный, рукастый, очаровательный мужик. Кто ещё нужен в деревне? И она ему сразу отдалась на сеновале звёздной ночью в темное время (форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения) суток А то, что он своим дурацким словом её оскорбил (про «смотр невест» и пр.) – ну вот тут в полнейший рост и сказывается, что он окончательно ещё не расстался с армейским миром.

Ну и финал – забавнй. Збруев в итоге попадается в лапы к директору промыслового совхоза, который приманил его тем, что под видом девушки писал ему письма, а в качестве фото прислал репродукцию какой то «мадонны». Но и тут мы видим проявления Совка. Зачем этому директору заниматься такими одичавшими вещами – писать солдату в армию письма от имени несуществующей девицы? Ведь пиздец же, если вдуматься. А никуда от Совка не деться. У гендиректора есть план. А охотники разбегаются. Как без охотников выполнять план? Вот он и завлекает умелых стрелков, на старости лет изображая из себя в письмах молодую даму.

Финита, как говорится. Отличная комедия Виталия Мельникова, которая указывает Совок в его различных проявлениях не хуже эстетских критических фильмов типа «Вокзал для двоих».

И ещё стоит отметить, что в кинофильме «Семь невест (девушка или женщина, вступающая в брак) ефрейтора Збруева» есть несколько эпизодов достаточно необычных, скажем так, для советской комедии. Например, общение с молодым попом (Леонид Куравлёв) в поезде, которому Збруев сватает будущую попадью. Или его гостеприимные встречи с иностранцами, что и для гражданского советского человека не совсем типично, тем более для бойца Советской армии.

И, в финале ещё одна мысль. Семён Морозов как никто другой подходил на роль ефрейтора Збруева. В том числе и тем, что в молодости сыграл в весёлой комедии (жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходами, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы) «Семь нянек». Семья нянек – семь невест, зарифмованность заглавий и героев очевидна. И концовка в стиле «у разбитого корыта» схожа. Хотя в «7 няньках» более оптимистично. Ну а кто сказал, что ефрейтор (») — воинское звание, присваиваемое обученным военнослужащим рядового состава за воинские отличия) Збруев надолго задержится в зверсовхозе? Возвратится он ещё к своей Валентине Кондратьевне Оленёвой, вернётся – простит она его. Ибо тоже втюрилась. Потому и прогнала.

Единственный косяк фильма (а также — кино, кинофильм, телефильм, кинокартина — отдельное произведение киноискусства) – военнослужащий срочной службы, уволившийся из армии, должен в течение 14 суток встать на учёт в РВК, который призвал его в армию. Какие уж тут смотрины невест по всей стране? Но это единственная деталь, которую, вобщем, можно и не замечать.

А во всём остальном – всё пучком. И комедия весёлая (хотя и не эстетская), и Совок показан прямо в лоб. И как высшую заслугу этому фильму можно считать следующий факт.

«Семь невест ефрейтора Збруева» – это естественно не киношедевр, который можно поставить в один ряд, скажем, со снятом в то же году (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)) фильмом «Бег». Да и до «Джентльменов фортуны» в комедийном плане «Збруев» не дотягивает. «Семь невест ефрейтора Збруева» – это просто напросто спокойная кинокомедия без особых изысков. Однако всё снято крепко и сюжетик не разваливается, идёт динамично, а некоторые комедийные сцены очень хороши. Да и актёры подобраны хорошо и играют они качественно. Но. Согласно опросу кинокритиков, проведённому газетой «Русская культура», фильм был назван одним из худших в 1971 году. А я так скажу. Если русские кинокритики в газете «Советская культура» назвали какой-то фильм про советскую жизнь одним из худших, означает фильм сильно задел Совок. Что и требовалось доказать, как говорится.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Новостной портал РФ новости дня 11

Новичок на горных склонах: С чего начать горнолыжный спорт?

Горные склоны привлекают многих своей красотой, а горнолыжный спорт — одно из ...