Влaдислaв Инoзeмцeв,
дирeктoр Цeнтрa исслeдoвaний пoстиндустриaльнoгo oбщeствa
Рoссии стoит вспoмнить свoю мнoгoвeкoвую истoрию и внoвь стaть чaстью eврoпeйскoгo сooбщeствa нaций
Рoссийскaя пoлитичeскaя элитa всe стaрaтeльнee дeлaeт вид, будтo в стрaнe нaчинaeтся прeдвыбoрнaя кaмпaния. Oпрoсы oбщeствeннoгo мнeния стaнoвятся всe бoлee вoстрeбoвaнными; o людяx, являющиxся кaндидaтaми рaзвe чтo нa oкoнчaтeльнoe зaбвeниe, снoвa рaссуждaют кaк o прeтeндeнтax нa высший пoст в гoсудaрствe. Oсoбo oбсуждaeмыми, чтo нeудивитeльнo, oкaзывaются вoпрoсы внeшнeй пoлитики.
Oтнoситься к прoисxoдящeму бeз ирoнии слoжнo, нo чтo, eсли ктo-тo из-зa прeдeлoв мaриoнeтoчнoгo кругa вдруг oкaжeтся вписaн в бюллетень? Что такой кандидат мог бы сделать? Не для конфигурации внешней политики, а хотя бы для предъявления избирателям стратегии, хорошей от нынешней? В первую очередь, очевидно, он должен сформулировать ее первостепенные принципы. На мой взор, они должны быть последующими.
Доктрина «балансирующей державы»
Важным отличием новой внешней политики от путинской должен стать близкий к реальности подход к пониманию места РФ в мире. Вся современная доктрина выстроена на идее паритета с величавыми державами и вытекающем отсюда стремлении действовать а-ля Русский Союз. Однако какой бы пропагандистский шум мы ни производили, правительство с экономикой в 1,7% от мировой не может быть рóвней Соединенные Штаты, ЕС или Китаю, надлежащие показатели которых составляют 24,7, 22,7 и 15,4% (по рыночному курсу валют в 2016 году, данные МВФ). Потому первым изменением должен стать отказ от попыток сделать Россию «самостоятельным центром силы» и формулирование доктрины «балансирующей державы»: первой из находящихся во «втором эшелоне», страны, за союзнический статус коей должны бороться главные центры современного мира. У РФ есть всё, чтобы не запугивать саму себя опасностями: ядерное оружие как гарантия от агрессии; природные ресурсы как большой резервный фонд; образованное и деятельное население.
Возвращение в Европу
В таких критериях главной целью внешней политики должно стать улучшение экономики страны и создание в ней больше эффективной политической системы. Наша родина должна накапливать экономический и человечий потенциал, а не растрачивать его. Потому нам нужно ориентироваться всего лишь на те страны, какие имеют более развитую экономику и больше совершенные формы народовластия. Стать совершеннее, ориентируясь на отстающих, нереально. Идти вперед с головой, повернутой вспять, — тоже. Мы должны начать исправлять наши несовершенства, а не приписывать им сакральные черты под видом некоей «особости». России стоит вспомнить свою многолетнюю историю и вновь стать частью евро сообщества наций. Ведь писал же Владимир Соловьев: «Что такое российские — в грамматическом смысле? Имя прилагательное. Истинное существительное к этому прилагательному существует европеец. Мы — русские европейцы, как существует европейцы английские, французские и немецкие».
Отказ от агрессии
Смена внешнеполитических ориентиров востребует осуждения политики агрессии против примыкающих государств и провоцирования нестабильности по периметру русских границ. Новому президенту придется отказаться от поддержки «сепаратистов» в Донбассе и урегулировать вопрос с Крымом. Следует и закончить поддержку сепаратизма в Грузии и Молдавии — до этого всего экономическую, осуществляемую за счет людей России и вопреки их ежедневным жизненным интересам. Все эти шаги стоит увязать в рамках широкого интернационального соглашения со снятием с РФ всех ограничительных мер, возвращением ее в G8 в качестве полноправного члена и готовностью Европы пойти на суровые интеграционные меры (идеальной была бы гарантия РФ статуса, схожего с тем, коий получит Великобритания после окончания «развода» с Евросоюзом). Россия должна сделать то, чего не удалось СССР в 1989–1991 годах.
ПО репатриации
Следует переосмыслить отношение к Русскому миру. Российская и русскоязычная диаспора, которая сейчас насчитывает по всему миру до 40 млн человек, должна быть объявлена большущим преимуществом России. Необходима репатриация российских и их потомков в Россию средствами и способами, испытанными Германией и Израилем; вербование в страну русского капитала и ума; преодоление подозрительного отношения к соотечественникам. Стоит ввести норму о предоставлении гражданства по праву крови (ius sanguinis), отрешиться от запрета двойного гражданства и исключить всякую дискриминацию по признаку наличия подданства других государств или права на жительство в их (в том числе и при замещении муниципальных должностей в исполнительной и участия в выборах на всех уровнях законодательной власти). Русское гражданство этническим русским и их потомкам следует предоставлять по их требованию в любом русском диппредставительстве безотносительно к тому, хотят они возвращаться в Россию либо нет. При этом хоть какое «самоопределение» русских за рубежом может проводиться всего лишь в одной форме — возвращения их на Родину из государств, жизнью в которых они недовольны. Подстрекательство к сепаратизму в других странах должно быть объявлено в РФ уголовным преступлением.
Преодоление имперского синдрома
Надо переформулировать задачи и цели в отношениях со странами прежнего Советского Союза. Весь мировой опыт указывает, что преодоление имперского синдрома идет трудно, но без такового обычное современное развитие европейской страны вряд ли может быть. Ни одна бывшая метрополия не стремится «воссоединиться» со своими прежними владениями; всюду в мире интеграция происходит меж странами сопоставимого уровня экономического развития и похожих культурных традиций. Поэтому стоит признать пробы создания Евразийского Союза контрпродуктивными; ввести со всеми странами, появившимися на пространстве бывшего СССР (а не всего лишь с государствами Центральной Азии), визовый порядок и радикально усложнить практику получения выходцами из их российского гражданства. В то же определенное время следует отменить визы и ввести облегченную функцию трудоустройства для граждан тех стран, которые опережают нас по собственному экономическому развитию и уровню жизни. Вообще все это должно спасти нас не от экстремистских угроз, а от дешевенькой рабочей силы, избыток коей повсеместно разрушает стимулы к технологическому прогрессу.
Север и Юг
Кроме признания за нынешней Россией статуса «региональной державы» следует найти такой геополитический вектор ее развития, коий в будущем поднимет страну на больше высокий уровень. Обсуждаемый сейчас выбор между Западом и Востоком смотрится ложным. Россия — европейская страна, столетиями колонизировавшая материки так же, как и остальные европейские страны: только они шли на запад, а мы — на восток. Наша родина в ее современном виде — такая же «окраина Европы», как Соединенные Штаты или Канада. Русские, когда-то шедшие буквально через Сибирь к Тихому океану, не достаточно чем отличались от британцев и других европейцев, пробивавшихся туда же буквально через американский континент. И сейчас задание России состоит в «замыкании» этого великого евро эксперимента и создании единого евроцентричного «северного» общества, оппонентом которого в перспективе может оказаться глобальный Юг. Разбивать это кольцо и заигрывать с Китаем — означает не понимать логики исторического развития, означает предавать не только себя, но и всю историю своей страны.
Борьба с экстремизмом
В всякий внешнеполитической программе нельзя не коснуться самой спекулятивной сейчас темы — проблемы терроризма. В XXI веке он становится ответом отдельных представителей наименее успешных и уязвленных успехами других обществ на заслуги лидеров. Состояние аффекта, в которое впадают эти люди, делает проблему, не решаемую политическими средствами. «Война с террором» на далеких рубежах не имеет шансов на фуррор. Борьбу с экстремизмом и насилием нужно вести только в пределах своей территории, лишь законными способами и обязательно при поддержке собственного штатского общества. Полностью обезопаситься от террористических актов, насилия и экстремизма нереально; те, кто обещает освободить Россию от террора, банально лгут. Терроризм — плата развитых государств за то, что они сделали мир, разрушивший многие классические и патриархальные сообщества. Не стоит вести войну в далеких пустынях для того, чтоб помешать тем, кто терпеть не может современность, жить в своих странах так, как они считают необходимым — но при этом следует поставить на службу борьбе с террором вообще все достижения современной технологии, чтоб с успехом вести ее в рамках общественного порядка и на своей земле.
Естественно, предлагаемая программа не является чем-то законченным либо бесспорным; к ней может появиться много замечаний, возражений и претензий. Но даже начало обсуждения таких станет огромным шагом вперед по сопоставлению с ситуацией, в которой внешняя политика определяется одним человеком и во многом зависит от его прихотей и фобий. Естественно, кандидат на президентский пост должен не всего лишь определиться с принципами внешней политики, но и сконструировать аргументы для убеждения избирателей в предпочтительности предлагаемого им курса. Но это еще тема для отдельного разговора.