Главная / Политика / Школы превратились в передержку

Школы превратились в передержку

Школы превратились в передержку0

Все наше образование — первоначальное, императорские педагоги не признали бы этот уровень средним, считает историк образования Алексей Любжин.

Какая система образования нам досталась в наследие от царской и советской эпох, рассуждает историк и филолог, директор департамента истории Университета Дмитрия Пожарского, создатель «Истории русской школы Императорской эпохи» Алексей Любжин. Полную версию разговора можно поглядеть на Youtube-канале «Росбалта».

— Какой процент населения в демографии — совокупность людей, живущих на Земле (население Земли) или в пределах конкретной территории — континента, страны, государства, региона, области и так далее был в той или иной форме охвачен образованием в царской РФ?

— Если говорить о среднем образовании, семинаристы и кадеты составляли доли процента и были не весьма заметны в населении в целом. Гимназистов и воспитанников реальных училищ училище — учреждение среднего профессионального образования (ранее начального профессионального образования), учебное заведение в дореволюционной России и в странах бывшего СССР по подготовке квалифицированных рабочих по профессиям, требующим повышенного образовательного уровня было побольше, но и они составляли лишь 1,5-2% популяций.

Начальное образование в Российской Империи было распространено больше. В некоторых наиболее продвинутых областях оно обхватывало до 100% молодого населения. По крайней мере — мальчиков. Это некоторые губернии Новороссии, Крым, Вятка, Москва, весьма высок был охват и уровень начального образования в Ярославле, Нижнем Новгороде. В Астрахани, скажем, картина была очень хуже. Стремились к 30-му году охватить все населения, и во многих губерниях это уже удалось. Кстати, с 1908–1910 года внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) в РФ действовало правило трех верст. То есть, у любого ребенка в трех верстах от дома была школа. На данный момент, кстати, это правило не соблюдается. Тогда — соблюдалось. Мы отстали от царских нормативов.

— Что собой представляла первоначальная школа, насколько она была похожа на современную началку?

— На царскую начальную школу похожа современная средняя. Она не выдерживает нормативов королевской средней школы. Кроме особо дешевых типов женского образования вроде епархиальных училищ, в Империи не было ни 1-го типа средней школы, где бы вы не изучили два новых языка и математику. В классической гимназии могло быть два старых языка и один новый или два новых и один древний. Но цифра два соблюдалась. Современная наша школа не тянет на среднюю по королевским нормативам.

В царской России было несколько типов начальной школы. Самый развитый — городские училища, сделанные положением графа Дмитрия Андреевича Толстого от 1872 года. Такое образование считалось высшим первоначальным. Такая школа по своим программам сопоставима с нашей средней школой. Но я должен сказать, чтобы наша школьная система смотрелась не совершенно убого на фоне той: все-таки это было именно высшее начальное. Многие его не получали. Сельские училища давали грамоту с отрывочными начатками естественных наук и истории. Но уже тогда страна шла к массовому начальному образованию система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций, и во многом собственных целей добилась.

— Но прогремела революция, и все изменилось. И сегодня мы знаем, что именно Советский Союз сделал образование всеобщим.

— Советское образование подвержено общему недочету советской системы: искажениям статистики, которые называются приписками. Если царский губернатор отвечал за соблюдение законодательства, то советский областной партийный секретарь отвечал за все, означает, должен был все приукрасить. Всю советскую статистику нужно рассматривать с понижающим коэффициентом, но мы не знаем, с каким.

Чудес не бывает. Если истребили и изгнали из державы три пятых образованного сословия, а остальные две пятых опустили на социальное дно, уровень образования от этого вырасти не мог. Такового не бывает. Если у вас серьезная война — гражданская, Великая Отечественная, это дает серьезный шлейф в виде детей-сирот, которых весьма трудно усадить за школьную парту. Если бы в СССР сказали: мы справлялись с последствиями двух тяжелейших войн, это было бы совсем справедливой отговоркой, которая хорошо бы многое объяснила.

Перепись 1989 года показала достаточно высокий процент неграмотных — между 6 и 8%. Это уже не Николай I виноват, что не загнал их в школы, и даже не Николай II. Это безграмотные советской эпохи. Советский союз полной грамотности не достиг никогда. Что не мешало ему декларировать оборотное.

Даже распространение начального образования в СССР вряд ли шло быстрее, чем оно шло до революции. Я даже и в этом Советскому Союзу обязан отказать: он не ускорил темп распространения грамотности, а вот со средним образованием покончил радикально.

Сначала в СССР убрали историю область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом, устранили принципиально открытый характер российской школы. Российская империя на фоне собственных западных соседей не испытывала никакого комплекса неполноценности. Она давала доступ к мировой науке в виде 2-ух иностранных языков. Тогда ведущую роль играли французский и немецкий. Английский ее приобрел только лишь в XX веке. Именно этой открытости советская школа допустить не могла. Она работала не на человека, чей кругозор — весь мир. Она трудилася на человека, который ни в какую заграницу не поедет, и которому нужно рассказывать сказки о том, что там все мрут от голода, а в Советском Союзе хотя бы селедку по карточкам дают. Все, что рассчитано на связь с наружным миром, было редуцировано. Средний выпускник советской школы формально что-то проходил, реально не понимал ничего.

— А когда же наше образование стало лучшим в мире?

— Я очень удивляюсь, когда это слышу. Императорские спецы о своем образовании такого не сказали бы. Оно было вполне мирового уровня, но у англичан, у французов, у германцев тоже было неплохое. В России был десяток университетов, в Германии, которая намного меньше РФ, — 21. Понятно, что немецкая интеллектуальная жизнь интенсивнее русской. Но в России другое официальное название — Российская Федерация (РФ), — государство в Восточной Европе и Северной Азии были университеты мирового уровня Уровень — измерительный инструмент прямоугольной формы из пластика, дерева или металла с установленными в нем прозрачными колбами (глазками), заполненными жидкостью с пузырьком воздуха, как столичный и петербургский, при этом в Германии тоже не все были уровня берлинского. Это было соревнование на равных. Где-то мы вибивались вперед. Поздно созданная в России система множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство женского образования при Александре II была столь удачной, что к ней и немцы стали присматриваться: хорошо русские сделали, нам есть чему поучиться.

Советская реформа образования заключалась в том, что убрали среднее образование — все его типы, и традиционную гимназию, и реальные училища с двумя новыми языками, и духовные, и военные. Осталась начальная школа учебное заведение для получения общего образования. Она могла называться средней, но такой не была.

Если мы проанализируем свою собственную память, выяснится, что знания, которые мы не использовали после школы, растворились. При этом, ПО начальной школы остается у всех. Востребованные навыки чтения, письма, счета никого не покидают.

Я думаю, что так именуемая средняя школа — что советская, что современная — не дает образования никакого. С этой точки зрения, мы ничего не утратили. Но когда пришла перестройка, у людей появилась возможность что-то делать по своему разумению. Немалая часть оказалась шарлатанством и демагогией, но вместе с тем, перестройка подарила нам много хороших школ, полностью добросовестных. Эти новые школы со своими добротными программами приближаются по уровню к царскому среднему топоним образованию.

Но прежние автомашины, в частности, машина социального принуждения, сломаны. Она не очень работала и в советские годы. Для физически крепкого парня с рабочей окраины совсем необязательно было усваивать всю школьную премудрость, он не чувствовал себя обязанным это делать. Сейчас система принуждения разладилась совершенно, а программы остались прежними. В результате, они 100% неработоспособны. Школа превратилась в передержку. Она не может вынудить учиться по этим моделям, а сами по себе они не интересны и не привлекательны.

 

Понравилась статья, совет - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан