Главная / Наука / Убийцы динозавров из открытого космоса

Убийцы динозавров из открытого космоса

Убийцы динозавров из открытого космоса0

На вопрос — могут ли более или мение крупные астероиды столкнуться с Землей? — астрономы дают конкретный ответ: да. И не просто «могут», а столкновение практически неизбежно.

Убийцы динозавров из открытого космоса1

Земля не один раз подвергалась подобным ударам из космоса. Правда, преимущественно такие столкновения происходили в очень отдаленных от нашего времени эпохах. Самый ближний к нам эпизод — взрыв, как подразумевается, ледяной кометы в районе Подкаменной Тунгуски 30 июня 1908 года.

Другой эпизод произошел практически 50 тысяч лет назад на территории сегодняшней Аризоны, в США, где диаметр «свежайшего» кратера — около полутора километров.

Легко увидеть и другие следы «попаданий». В канадском Квебеке — два кратера от, видимо, расколовшегося в воздухе метеора: один — 32, а другой — 22 км в диаметре. Там же — след более старого кратера Маникуаган диаметром 100 км. В Таджикистане на высоте 6 тысяч метров над топ-уровнем моря в кратере метеорита диаметром 45 км расположилось озеро Кара-Кул. В Африке в пустыне Сахара можно узреть след удара метеорита — кратер диаметром 17 км.

Убийцы динозавров из открытого космоса2

Наконец, самый превосходный удар, нанесенный Земле предположительно 65 миллионов лет назад,— 170-километровый кратер на полуострове Юкатан, образовавший Мексиканский залив. Многие ученые считают, что конкретно это столкновение вызвало настолько серьезные перемены в окружающей среде, что привело к тотальному уничтожению динозавров и фактически полному изменению животного и растительного мира Земли.

Откуда же может придти такой астероид (относительно небольшое небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца)? Исследуя эти малые  небесные тела, астрономы нашли, что далеко не все гигантские обломки строительного материала Солнечной системы отыскали приют в «поясе астероидов».

В начале 30-х годов прошлого века были обнаружены две группы, которые моглипредставлять небезопасность для Земли. Одна из них — скопление астероидов с приветливым названием Амор — большую часть времени крутится значительно ближе к Солнц, чем астероиды «пояса», и пересекает орбиту Марса. Позже «аморы» угрожающе приближаются к Земле и уходят дальше — в сторону общей массы «пояса».

Другая группа — «Аполло» — более небезопасна. Эти астероиды большую часть времени находятся между Солнцем и Марсом и вправду пересекают орбиту Земли.

Убийцы динозавров из открытого космоса3

Однако самая тревожная группа астероидов была открыта лишь в 1971 году. Атены, большое скопление небесных тел, которые значительное время проводят внутри земной орбиты, ближе к Солнцу, оказываясь сокрытыми для глаз наблюдателя дневным светом. Некоторые из этих тел пересекают орбиту Земли и на небольшое время могут быть заметны и в ночном небе, но затем опять пересекают земную орбиту и возвращаются к Солнцу. Любой из этих астероидов, чуть-чуть «отклонившийся» от своего курса из-за столкновения («Столкновение» — советский фильм по роману «На исходе дня» литовского писателя Миколаса Слуцкиса, вышедший в 1984 году) с соседом или по иной причине, может стукнуть по Земле.

Что произойдет в результате такого удара?

Самый недавний пример столкновения, последствия которого мы можем дать оценку, — Тунгусский метеорит (тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного объекта). То, что после его взрыва не осталось воронки, дает ученым повод считать «метеор» ледяной кометой, малая часть которой — размером около 50-100 метров — достигнула поверхности Земли.

Взрыв кометы был равен взрыву 2 млн тонн тротилового эквивалента. В итоге был сбрит таежный лес на площади в 3 тысячи км². Только удивительная случайность, направившая комету в глухую тайгу (естественно, если отвергнуть версию с аварией инопланетного корабля) позволила избежать человечьих жертв. Подобный взрыв, если бы он произошел в большом городе, мог бы привести к уничтожению значимой части такого мегаполиса, как Москва, а человеческие жертвы исчислялись бы миллионами.

Убийцы динозавров из открытого космоса4

Вобщем, Тунгусский метеорит был малым объектом, попадание которого на Землю может происходить, по прогнозам астрономов, приблизительно раз в столетие. В случае же повторного столкновения нашей планеты с метеоритом, упавшим 65 млн лет назад на Юкатане, последствия тяжело вообразить. Прежде всего объект диаметром около 10 км при столкновении с поверхностью Земли подымет столько пыли, что это вызовет грандиозную пылевую бурю над всеми материками и океанами. Горячий пепел будет в самом прямом смысле спаливать атмосферу, насыщая ее ядовитыми продуктами сгорания и углекислым газом. Ученые-химики предвещают разрушение озонового слоя и начало обильных кислотных дождей. За исключением того, пыль надолго закроет поверхность планеты от солнечных лучей, на Земле (третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы) воцарится сумрак и нескончаемая зима.

Конечно, биологическая жизнь сохранилась и после удара на Юкатане. Но отсутствие солнечного света оборвет процесс фотосинтеза в растениях и разрушит практически все биологические связи. Допустимо, выживут крысы, тараканы, существа, обитающие на больших глубинах…

Практически во всех сейсмических лабораториях мира зарегистрировали ударную волну Тунгусского метеора. Ударная волна десятикилометрового астероида пройдет по всей планете, вызвав землетрясения силой не меньше 9 балов по шкале Рихтера.

Убийцы динозавров из открытого космоса5

Правда, последствия такового масштаба может вызвать только объект значительной величины. Но меж 100-метровым и 10-километровым метеоритом существует громадное разнообразие размеров на абсолютно любой вкус. И каждый может попасть так, что мало не покажется.

Скажем, свались 100-200-метровый метеорит в районе Атлантики, колоссальные разрушения от цунами угрожают всем странам, расположенным на побережье. Попадание же в Землю километрового галлактического объекта вызовет, по прогнозам специалистов, гибель примерно трети населения планетки. И если цивилизация выживет, то вопрос — какая? Что от нее останется? Какие усилия придется приложить, чтобы восполнить вред? Насколько далеко будет отброшено человечество назад?

По прогнозам астрономов, изучающих метеоры, возможность столкновения Земли с объектом подобного размера возникает приблизительно раз в 100 тысяч лет. Для истории этот срок не так уж велик. А риск для рядового гражданина погибнуть в итоге падения метеорита оценивается экспертами как равный возможности погибнуть в авиакатастрофе.