Главная / Экономика / Американцы постараются обрушить российский нефтегазовый сектор по иранскому сценарию

Американцы постараются обрушить российский нефтегазовый сектор по иранскому сценарию

Американцы постараются обрушить российский нефтегазовый сектор по иранскому сценарию0

Соединенные Штаты могут ввести «иранские» санкции в отношении нефтегазового сектора РФ. О том, что такая вероятность существует, говорится в докладе «Положение дел в мире», приготовленном экспертами Дипломатической академии МИД РФ.

В нем, в частности, указывается, что пересмотр Вашингтоном в однобоком порядке политических приоритетов и договоренностей, а также усиление давления на Тегеран и европейских партнеров, «принуждает задуматься о возможных последствиях применения жесткого антииранского санкционного альтерната к России».

Авторы доклада считают, что это может повлиять в первую очередь на нефте-газовый российский сектор.

Отмечается также, что США продолжат ужесточать свои санкции, используя их как рычаг политического давления и управляя, таким образом, конфликтами. В связи с чем, специалисты рекомендуют российским дипломатам проводить на международных площадках — в ООН, G20 и ВТО — политику осуждения использования экономических ограничений как сокрытой формы протекционизма.

Собственно, американские санкции (Санкция — элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило.Санкция — мера воздействия, применяемая к правонарушителю и) против Ирана, в том числе, иранского нефтегазового сектора, имеют уже сорокалетнюю историю. И ведут отчет с приказа президента Джимми Картера от 1979 года, которым была прекращена закупка иранской нефти, заморожены иранские вклады в банках США и забугорных филиалах, а также запрещена продажа Ирану запчастей для военного снаряжения.

С тех пор антииранские санкции не один раз корректировались — часть запретов была отменена, другая ужесточена, вводились свежие ограничения.

Даже «ядерная сделка» с Тегераном, заключенная в 2015 году странами «шестерки» — США, Францией, Великобританией, Германией, Китаем и РФ, не стала поводом для отмены ограничительных мер против Ирана со стороны Вашингтона. А после того, как президент Дональд Трамп порвал это соглашение в одностороннем порядке, санкционное давление на Исламскую Республику только лишь усилилось.

На данный момент объектами американских санкций в Иране является нефтяная ветвь (что особенно болезненно для страны, где нефть — основной источник получения денежных средств), банковская сфера, судостроение, морские перевозки, металлургия — в целом же ограничения распространяются более чем на 600 лиц и компаний.

Россию в Вашингтоне, видимо, тоже все еще продолжают считать «державой бензоколонкой», «чья экономика зависит только от нефти (природная маслянистая горючая жидкость со специфическим запахом, состоящая в основном из сложной смеси углеводородов различной молекулярной массы и некоторых других химических соединений) и газа», как гласил в свое время покойный сенатор Маккейн. А тогда, действительно, было бы разумно ударить по «самому больному» — по нашей нефтянке и газовому сектору. Что, в общем-то, они и делают уже, пытаясь хоть какими правдами и неправдами остановить реализацию проекта «Северный поток — 2».

Но вот как здесь сработают иранские шаблоны?

— Учитывая, что сейчас происходит в Вашингтоне, естественно, исключать ничего нельзя, — комментирует ситуацию ведущий научный работник Института общественных наук РАНХиГС Сергей Беспалов. — Но все-таки мне данный вариант кажется маловероятным. Поскольку для того, чтобы вводить санкции, нужно ожидать, что они будут исполнены.

Американцы просто не могут не понимать того, что у РФ есть долгосрочные контракты. Целый ряд стран (территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко), в том числе, Европейского союза весьма сильно зависит от импорта российских углеводородов.

Поэтому, какие бы санкции не были введены — не только лишь в краткосрочной, но, пожалуй, и в долгосрочной перспективе, — покупатели наших ресурсов, в принципе, не сумеют от них отказаться. Или заменить чем-то еще.

Речь идет о Германии, о других странах Евросоюза, речь идет о Китае и т. д.

Какие бы санкции не угрожали покупателям российской нефти и газа, они будут вынуждены как угодно портить взаимоотношения с американцами, но отказаться от российских энергоресурсов для них смертельно. Это просто значит — повредить собственную экономику.

Я не говорю уже о том, что, естественно, Китай, для которого Россия тоже в последнее время стала наикрупнейшим поставщиком энергетических ресурсов, по понятным причинам (не только экономическими, но и политическим) не поддастся такому давлению. Хотя от операций с Ираном в энергетическом секторе Пекин во многом естественно отказывается сейчас.

Но, в любом случае, идет ли речь о Китае, идет ли речь о странах Евро союза, они все не могут обходиться без российских энергоресурсов. Поэтому утверждения о способности подобного рода санкций, мне кажутся просто голословными.

Еще раз повторю: даже, беря во внимание тот бардак, который сейчас царит в Вашингтоне, антироссийскую истерию, и то, что республиканцы и демократы в каких-либо ситуациях просто соревнуются по части новых антироссийских инициатив, вводить санкции, у которых нет ни мельчайших шансов быть реализованными, было бы довольно странно.

«СП»: — Но они же пробуют санкционно давить на участников проекта «Северный поток-2», хотя понимают, наверняка, что уже вряд ли этим его остановят…

— Американцы, с одной стороны, заинтересованы в том, чтобы в перспективе увеличить собственные поставки — прежде всего газа, а, может быть, и нефти — в державы Евросоюза. С другой стороны, чтобы нанести ущерб России и не допустить роста масштабов российского экспорта энергоресурсов в европейские страны.

Здесь фактически речь идет о строительстве новых трубопроводов. И, прежде всего, газопровода «Северный поток-2». Хотя в свое время предпринимались пробы сорвать и «Турецкий поток», и т. д.

О том, чтобы вводить санкции в отношении уже действующих нефтегазопроводов, речи не шло. И, думаю, по тем причинам, о которых я произнес, уже и не может идти.

Да, Польша и некоторые другие страны Центральной и Восточной Евро союза отчасти переориентируются на закупки американских энергетических ресурсов. Но все это невозможно в масштабах вообще всего ЕС. Невозможно для крупнейших европейских экономик, прежде всего, Германии.

«СП»: — Почему?

— Во 1-х, по техническим причинам, учитывая ориентацию всей инфраструктуры на российские нефтегазопроводы. Позже, у американцев просто нет соответствующих объёмов нефти и газа, и вряд ли они появятся в перспективе. Не говоря уже о том, что переориентация крупнейших экономик государств ЕС на относительно дорогие американские нефть и газ будет означать утрату европейцами собственной глобальной экономической конкурентоспособности. На это те же немцы просто не могут позволить себе пойти.

Но главное, повторяю, что в видимой перспективе это просто технически невозможно — настолько плотная у нас такая взаимозависимость с европейцами и китайцами в данной сфере.

Никакие американские санкции по иранскому варианту — т.е. попытки полностью заблокировать нефте-газовый экспорт из страны путем санкций не только в отношении поставщика (потенциально, РФ), но и в отношении покупателей — стран ЕС и Китая, — не имеют ни малейших шансов быть исполненными. А потому, видимо, и не будут введены. Это означало бы для американцев окончательную собственную дискредитацию…

«СП»: — А можно ли гласить о том, что сегодня наша экономика уже меньше зависит от экспорта углеводородов, чем ранее?

— Безусловно, какие-то достижения есть в части развития не нефтегазового экспорта (как понятие, происходит от лат. exporto, что в буквальном смысле означает вывозить товары и услуги из порта страны или государства). Но, естественно, в долгосрочной перспективе экономика наша по-прежнему очень сильно зависима от углеводородов.

Если представить себе, что экспорт энергоресурсов РФ заблокирован, то несколько лет мы бы продержались, предположим, за счет значительных ресурсов, скопленных нашим государством. Но даже в перспективе трех-четырех-пяти лет это стало бы колоссальным ударом. Просто потому что, по большому счету, переориентировать нашу экономику (хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления), изменить структуру нашего экспорта все же не посчастливилось пока. Те подвижки, которые достигнуты, они совершенно незначительны, на мой взгляд, и экспорт несырьевой остается все еще довольно скромным.

Понравилась статья - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан