Главная / Экономика / Россия оказалась на обочине Нового шёлкового пути

Россия оказалась на обочине Нового шёлкового пути

Рoссия oкaзaлaсь нa oбoчинe Нoвoгo шёлкoвoгo пути

Прeдсeдaтeль Китaйскoй Нaрoднoй Рeспублики Си Цзиньпин зaявил, чтo Пeкин в рaмкax мeждунaрoднoгo фoрумa «Oдин пoяс — oдин путь» нaмeрeн пoдписaть тoргoвыe и бизнeс-сoглaшeния с нeскoлькими дeсяткaми стрaн. Тaкoe зaявлeниe oн сдeлaл 14 мaя, oткрывaя фoрум.

«В xoдe фoрумa Китaй нaмeрeн пoдписaть дoгoвoры с бoлee чeм 30 стрaнaми, a тaкжe нaчaть кoнсультaции пo сoглaшeниям o сoздaнии зoн свoбoднoй торговли с надлежащими государствами», — сказал Си Цзиньпин.

Владимир Путин, чьё выступление стало одним из основных на форуме, отметил рост товарооборота меж Россией и Китаем, а также положительно отозвался о перспективах проекта, коий неофициально называют Новый шёлковый путь.

Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, в свою очередь, во определенное время приветственной речи заявил, что тоже рад очередной встрече с русским лидером, и выразил надежду, что она даст новый импульс развитию двухсторонних связей. «Китай и Россия всегда поддерживали диалог и сотрудничество. Китайская сторона уделяет особенное внимание развитию отношений с РФ», — отметил он.

Напомним, уже в 2013 году власти КНР объявили о новейшей стратегии экономического развития «Один пояс — единственный путь», которая направлена на создание инфраструктуры и налаживание взаимосвязей меж странами Евразии.

Под этим предполагается создание торговых коридоров для поставок продуктов с Востока на Запад по хорошим маршрутам и на наиболее прибыльных для сторон условиях.

Меж тем, обращает внимание, что Наша родина не является официальным участником данного проекта, и об инвестициях Китая в транспортную инфраструктуру нашей страны далее разговоров дело пока не идёт, о чём еще рассказывала «Свободная пресса». Существует ли шанс, что после данного форума дело двинется с мёртвой точки?

— Хотел бы увидеть, что для России на этом форуме не идёт речь о заключении договоров, способных принести резвую выгоду — говорит доктор исторических наук, директор Центра стратегических исследовательских работ Китая Российского университета дружбы Алексей Маслов. — Нужно понимать, что мы даже не являемся официальными партнёрами Поднебесной по проекту «Один пояс — единственный путь» или как его уже называют Новый шёлковый путь. Потому в отличие от стран, какие подписали с Китаем определённые дела, мы на данный момент не можем рассчитывать на немалые инвестиции восточного соседа в нашу транспортную инфраструктуру. Тем не наименее, мы показываем, что проект нам увлекателен, и мы готовы в перспективе участвовать в нём. Это пока, быстрее, политическая позиция, чем финансовая.

И то, что Путин открывал данный форум, не будучи даже президентом страны-участницы этого проекта — особенный знак уважения Китая к РФ, понимания общих стратегических интересов.

«СП»: — Почему мы не стали участниками проекта, коий мог бы привести в страну не единственный миллиард инвестиций, ведь в нашем правительстве всего лишь и говорят о необходимости привлечения зарубежных капиталов в Россию?

— Надо осознавать, что инвестиции, тем больше такие большие, всегда даются под определённые условия. У РФ ещё до того, как Китай начал реализовывать проект Нового шёлкового пути, были предложения к другу по модернизации нашей транспортной инфраструктуры, но соседи на это не пошли. В настоящее время же получается, что РФ как бы предлагается участвовать в чужом проекте, по еще установленным китайцами правилам.

Транспортная инфраструктура при наших местах для нас очень принципиальна, особенно, это касается Сибири и Далекого Востока. У нас там всего лишь две крупные железнодорожные артерии — Транссиб и БАМ. БАМ китайцам сейчас неинтересен из-за малых пропускных возможностей. А пропускную способность Транссиба они желали бы увеличить в 3 с лишним раза. С одной стороны, у нас даже подготовлены определенные предложения, что надо сделать для этого. Но неясно, что мы будем иметь в конечном счёте. Так как при сохранении того положения, что существует сейчас, нам достаточно тех пропускных возможностей Транссиба, что уже существует.

Мы заинтересованы в том, чтоб Китай инвестировал или другим способом участвовал в наших инфраструктурных проектах, чтоб это, в итоге, приводило, к примеру, к развитию нашей промышленности, станкостроения. Китай же, в свою очередь, основным образом, озабочен в сбыте собственных товаров в Европу по кратчайшему и более удобному пути.

А пока выходит, что Китай не весьма-то стремится закупать у нас даже сельскохозяйственную продукцию. При том, что больше 60% продовольствия Поднебесная закупает за рубежом, там не стремятся усиливать долю русского экспорта. В то время как, к примеру, в Забайкальском крае есть излишек производства мяса и мясной продукции, на Алтае перепроизводство зерна и муки. Вообще все это могло бы уходить в Китай, но там, повторяю, стараются очень диверсифицировать закупки.

«СП»: — Но мы в любом случае за то, что согласимся модернизировать «мост» меж Китаем и Европой, получим какие-то транзитные дивиденды.

— Пока, как я понимаю, нет чётких расчётов, какова же станет наша выгода. В любом случае, для нас принципиальна политическая составляющая данного проекта — конкретно политическая. Ведь Китай, запуская Новейший шёлковый путь, по сущности, предлагает альтернативный американскому вариация глобализации. Нам важна эта альтернатива, поэтому мы и поддерживаем проект.

— Сейчас Россия и Китай уже не несложно экономические партнёры, — считает президент АНО «Российско-китайский аналитический центр» Сергей Санакоев. — Наше стратегическое сотрудничество приобретает черты союзнических отношений.

Перспективы нашего взаимодействия немалые, в том числе в отношении транзита китайских продуктов в Европу. Как по Севморпути, так и буквально через сухопутную территорию России.

«СП»: — Меж тем, наш Транссиб нуждается в модернизации, если его использовать конкретно как часть проекта «Один пояс — единственный путь». Почему же дело застопорилось?

— Разрешено обратиться к цифрам. Китайцы еще порядка 100 миллиардов баксов вложили в инфраструктурные проекты по всему миру. При этом на проекты, связанные с Россией, приходится всего лишь 1% этих средств. Это при том, что у нас большая совместная граница, и мы повсевременно декларируем высокий уровень наших отношений

Желаю заметить, что Китай сам привлёк большие инвестиции за последние 30 годов, там знают, как нужно создавать условия для вербования средств.

Я думаю, что неувязка в том, что мы сами опасаемся инвестиций как таких, особенно, когда они связаны с Китаем. К примеру, существует устойчивый миф о том, что китайцы завлекают на зарубежные стройки только собственную рабочую силу. А позже этих китайцев, дескать, «не выгонишь». Это не так. Китайцы обычно взвешивают, существует ли необходимый трудовой потенциал в той стране, где они что-то делают. И всего лишь при нехватке внутренних трудовых ресурсов завлекают рабочих из самого Китая. В Москве, к примеру, китайские компании при строительстве больших объектов не раз еще обходились без китайских рабочих, при том, что имели разрешение завлекать иностранную рабочую силу.

«СП»: — Индия произвела некий демарш в отношении проекта «Один пояс — единственный путь». Территориальный спор меж Индией и Пакистаном может помешать Новенькому шёлковому пути?

— Я уверен, что нет. Такие вопросы решаются на уровне дипломатов. Должна быть проведена дипломатичная работа для сглаживания всех недоразумений.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Новак: Россия готова выйти на новый уровень с КНР в области энергетики

Заместитель председателя правительства России Александр Новак заявил, что страна готова выйти на ...