Главная / Экономика / Счет не в пользу России

Счет не в пользу России

Счет не в пользу России0

В наступившем году Кремлю придется преодолевать последствия поражений сходу на нескольких стратегических направлениях во внутренней и внешней политике.

Политический прогноз даже на год вперед дело, как известно, ненадежное. Чтобы не ошибиться, надо учесть множество составляющих. Во-первых, надо обладать обширной, в том числе, эксклюзивной информацией. Во 2-х, надо уметь ее анализировать. В-третьих, делая такой прогноз, нужно принять во внимание множество объективных и субъективных факторов, понимать какие из них серьезные, а какие второстепенные. Но даже при всем этом вполне можно сесть в лужу. Просто потому что жизнь, как не раз было говорено, сложнее любых представлений о ней.

Тем не менее, никто не мешает нам попробовать угадать развитие основных событий в новом году. Самый надежный и обычный способ — анализ уже существующих тенденций внутренней и международной жизни. Что касается последних, то к концу (Конец — завершённость.Конец — предел, граница, край какого-либо объекта или события, а также его часть, примыкающая к этому пределу.Конец (район) — устаревшая единица территориального деления) 2019 для РФ они определились достаточно четко.

Однако для начала — основные итоги внутреннего совершенствования страны за год 2019-й. Отметим, что социально-экономические итоги года, по данным Росстата, на конец декабря были не полными.

По прогнозу Минэкономразвития ВВП РФ по итогам 2019 года увеличится в районе 0,8%-1,3%. Именовать это ростом язык не поворачивается. Скорее стагнация.

Реально располагаемые доходы россиян за три первых квартала 2019 года составили 97,1% по сопоставлению с девятью месяцами 2018. Это на 1,6% лучше, чем за аналогичный период 2018. Но по тем же официальным данным Росстата, падение реально располагаемых доходов россиян за четыре года (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)) с 2014 по 2017 включительно составило в целом 8,6%. В 2018 они остались фактически на уровне предыдущего 2017 года (100,1%).

Соответственно, даже если в четвертом квартале 2019-го рост доходов по отношению к третьему кварталу составит 119,5% (аналогичный скачек доходов в четвертом квартале за последние 6 лет был лишь однажды — в 2015 году) в целом за год доходы увеличатся лишь на 2,7%, что, понятное дело, не компенсирует их сокращения за прошлые пять лет.

Впрочем, официальной статистике в России приходится доверять все меньше, о чем «Росбалт» писал уже не один раз. Есть другие косвенные показатели, которые показывают, что относительная стабилизация (конкретно стабилизация, поскольку рост в 2,7% — это в рамках статистической погрешности) положения с доходами людей, скорее всего результат манипулирования Росстата постоянно меняющимися методиками подсчета данных.

В частности, об этом гласит такой достаточно надежный критерий оценки покупательной способности населения, как розничная торговля, обороты которой за 2019 год вероятнее вообще всего покажут более низкие темпы роста, чем в 2018-м. В частности, об этом сообщил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков. По его словам, оборот розницы «практически не растет» и по итогам 2019 скорее всего составит 1,3%. В 2020 в АКОРТ ждут еще более низкий рост, уже почти нулевой, — 0,6% в год.

Ввиду нехватки средств русское руководство пошло на такие непопулярные меры, как повышение пенсионного возраста и новенькую волну приватизации. В 2020 намечено пустить с молотка унитарные муниципальные и муниципальные предприятия — мера, которая возможно и даст какие-то разовые поступления в бюджет, но в длительном плане может оказать скорее негативный, чем положительный эффект, так как новые хозяева, скорее всего начнут с пресловутой «оптимизации», то есть массовых увольнений.

Повышение минимального размера заработной платы на 850 рублей (примерная себестоимость одного килограмма варенной колбасы в Москве) в 2020 году вряд ли утешит тех, кто данный самый минимум, или чуть более, получает.

2019 стал годом неслыханного за последние 11 лет скачка естественной убыли населения. За 11 месяцев она составила 285,7 тыс. человек, а по итогам года, как мы и предвещали, вероятно превысит 300 тыс. Напомним, что в 2018-м убыль в России была 224,5 тыс. человек. Никакими «демографическими ямами» такие резкие спады разъяснить нельзя. Такой масштаб убыли в относительно стабильной (во всяком случае, снаружи) ситуации можно объяснить, в первую очередь, провалами социально-экономического курса управления страны, выливающимися в увеличение смертности и катастрофическое снижение рождаемости.

Подобные провалы во внутренней политике уже не раз в новой истории России (или Российская Федерация (РФ), — государство в Восточной Европе и Северной Азии) компенсировались за счет активизации руководства страны на наружной арене.

Посмотрим, какими были результаты деятельности Кремля на главных направлениях его внешней политики в 2019.

Украина. В конце года многого ожидали от встречи «нормандской» четверки, которая прошла в Париже 9 декабря. Если осматривать ее с точки зрения Кремля, никакого прорыва на ней не произошло. Президент Украины Владимир Зеленский, вопреки ожиданиям, прочертил весьма четкие «красные линии»: никакого «размена» Крыма на Донбасс. Соответственно, самопровозглашенные республики ДНР и ЛНР — это также Украина. Выборы в этих «особенных районах Донецкой и Луганской областей» могут проводится только по украинским законам и только лишь после того, как будет восстановлен контроль Киева над всей украинской границей, включая и ту ее часть, которая на данный момент по факту является границей между РФ и ДНР/ЛНР.

Ни к какому компромиссу по этим вопросам ни русский президент Владимир Путин, ни канцлер Германии Ангела Меркель, ни французский президент Эммануэль Макрон юного украинского лидера склонить не смогли. Договоренности о продолжении встреч на высшем уровне меж Москвой и Киевом, о продолжении обмена пленными — дело с гуманитарной точки зрения, естественно, хорошее, но принципиально в российско-украинских отношениях они сейчас ничего не меняют.

Больше того, под самый Новый год официально было объявлено, что Российская Федерация выплатит Украине почти 3 млрд долларов во исполнение решения интернационального суда. Даже и не вспомнить сейчас, когда еще нынешняя Россия отдавала «просто напросто так» кому-либо такие суммы, да еще под нажимом иностранцев. Вице-премьер России Дмитрий Козак общественно назвал это «тяжелым решением», а Владимир Зеленский — победой. Впрочем, для Москвы все могло быть еще ужаснее. Затягивание с выплатой могло привести к дополнительным многомиллиардным штрафам.

Это поражение Кремля под самый новый год частично было компенсировано заключением нового договора с Украиной (государство в Восточной и, частично, Центральной Европе) о газовом транзите. Вокруг этого документа, как мы помним, также было сломано много копий, но в результате в кои-то веки между Москвой и Киевом было подписано соглашение, прибыльное обеим сторонам. Тем не менее, стратегически оно скорее больше в интересах Украины. Пробы уговорить Киев заодно восстановить и поставки российского газа конкретно на Украину (напомним, что до эпопеи с Крымом эта страна, наряду с Германией, была одним из 2-ух крупнейших покупателей российского голубого топлива), причем по весьма симпатичным для нее ценам, успехом пока не увенчались.

Белоруссия. На конец этого года намечалось праздничное подписание пакета документов о более «тесной интеграции» России и Белоруссии. Шли дискуссии о том, что в нем будет, как минимум, единый для двух стран налоговый кодекс, а допустимо и нечто большее. Например, единая валюта в виде российского рубля и, соответственно, общий эмиссионный центр в Москве или С-Петербурге.

Российский премьер Дмитрий Медведев обещал одинаковые цены на нефть при условии, что Минск пойдет на эту самую «тесноватую интеграцию», которая в российском варианте подразумевает и создание наднациональных политических органов Союзного гос-ва. Однако «дорожные карты» этого объединения так и не были подписаны, в том числе и на 2-ух личных встречах в декабре 2019 между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко. Таким образом «тесноватая интеграция» с Белоруссией, которую можно было бы положить к ногам электората в качестве очередной «блестящей» внешнеполитической победы Кремля, вновь отложена на неопределенное время.

Пока же Российская Федерация просто прекратила поставки нефти в Белоруссию, а Лукашенко пытается находить альтернативные пути, по которым топливо могло бы попадать в его страну.

США. На американском направлении русская политика в конце 2019 получила оглушительную пощечину в виде «адских мер», за которые на Капитолийском холме проголосовали и демократы, и республиканцы. Жесткие квоты предусмотрены против компаний, строящих «Северный поток-2», что уже очень затормозило завершение этого стратегического российского проекта. Ставка Кремля на президента Дональда Трампа если и удалась, то лишь частично. Информация американских спецслужб, благодаря которой их российским коллегам посчастливилось предотвратить теракт в Санкт-Петербурге перед самым Новым годом, на фоне этих новейших санкций скорее производит впечатление попытки подсластить пилюлю.

Еще одним ударом уже в наступившем году стал приказ Трампа о ликвидации влиятельного иранского генерала Касема Сулеймани, что вызвало неудовольствие в Москве (столица России, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области, в состав которой не входит).

Сирия. Еще одно направление русской внешней политики (политический дéятель — лицо, занимающееся профессионально политической деятельностью) — южное — выглядит сейчас также не лучшим образом. Повторяющиеся сообщения об очередных массированных ударах ВКС России по территории Сирии возможно служат целям отработки взаимодействия российских войск и испытания новейших видов вооружений, но, как и прежде, приводят к гибели мирных людей, а главное, уже мало заинтересовывают массовую российскую аудиторию.

Турция. На этом направлении все еще хуже. В конце декабря 2019 года глава Турции Реджеп Эрдоган, который в течение последнего года ездил в Москву и Сочи как на личную фазенду, тот самый Эрдоган, который вопреки давлению Вашингтона закупил русские С-400, неожиданно заявил, что его страна не будет мириться с пребыванием в Ливии русских наемников из частных военных компаний. Таким образом Кремль, который уже спал и лицезрел Эрдогана (на минуточку, главу второй страны (территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко) НАТО по численности армии) в качестве, как минимум, надежного напарника в международных делах, вновь получил от него «удар в спину».

Итак, мы лицезреем поражения Кремля практически на всех стратегических направлениях как во внутренней, так и во наружной политике. Владимир Путин, который до конца 2019 года был похож на мастера игры в очень быстрые шахматы и в таковом качестве все время был на шаг впереди своих геостратегических противников-партнеров, похоже зашел в стратегический тупик, о котором его очень давно (хотя и безуспешно) предупреждали.

В 2020 году на всех перечисленных направлениях (неоднозначное слово, которое может обозначать: Направление вектора — для вектора в геометрии) наружной политики он скорее всего будет действовать так же, как и до того, но без прежнего фуррора, потому что все применявшиеся им до того политические, полемические и информационные приемы уже отлично известны его оппонентам. Они к ним готовы. Пойти на еще большее обострение и балансировать совершенно уже на грани большой войны — действительно рискованно, да и электорат это возбуждает уже не так, как прежде.

Меж тем в 2020 году пройдут два важнейших для Кремля международных события, которые он постарается отыграть по максимуму.

1-ое — президентские выборы в Белоруссии, которые должны состояться в августе. Нельзя исключить, что тут возможны разнообразные сюрпризы. Это связано с тем, что в Кремле пресловутый «транзит власти» с большой толикой вероятности увязывается с «транзитом» Александра Григорьевича с поста президента Белоруссии. В наилучшем случае на другую, гораздо менее значимую должность…

Путин в той обстановке, в которой он сейчас находится, не может не попробовать на зуб Белорусский транзит-2020. В конце концов таковой шанс возникает здесь лишь раз в пять лет. Однако, будучи склонным и к рискованным авантюрам, и сразу, являясь очень расчетливым политиком, он будет действовать на белорусском направлении очень осторожно. Если он поймет, что Лукашенко все еще твердо держит бразды правления в собственных руках, то в отношении Белоруссии будет продолжена нынешняя политика.

Кремль, быстрее всего не сможет пропустить мимо себя и американские президентские выборы, но постарается действовать не так откровенно, как в 2016 году. Не исключено, что в 2020-м Москва попробует примерить на себя тогу миротворца (собственно, она уже пыталась это делать и в 2019-м). Во всяком случае, со Смоленского бульвара уже не раз звучали призывы продлить деяние СНВ-3.

Сохранение договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений прибыльно и Трампу, который мог бы представить его своим избирателям как важное достижение собственного первого срока.

Украинское направление, естественно останется одним из приоритетнейших для Москвы и в наступившем году. Кремль вряд ли попробует радикализовать свою политику в отношении Украины. Скорее всего постарается закрепить имеющееся на сегодня статус-кво.

Собственному же народу Кремль (укреплённое ядро исторического русского города, центральная и наиболее древняя его часть) предложит продолжать оставаться паинькой и не бузить. 20 лет фактически терпели? И еще можно.

 

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

В Китае четыре банка отказались принимать платежи из РФ

В Китае четыре местных банка отказались принимать платежи из России. Об этом ...