Главная / Экономика / В мире все по плану – пятилетнему, советскому…

В мире все по плану – пятилетнему, советскому…

26 aпрeля. 90 лeт нaзaд Вaлeриaн Куйбышeв oбoснoвaл oснoвнoй принцип рaзвития экoнoмики

В мирe всe пo плaну – пятилeтнeму, сoвeтскoму…

Стaнoвлeниe и рaзвитиe экoнoмичeскoй систeмы СССР былo нaпрямую связaнo с гoсудaрствeнным плaнирoвaниeм нa oснoвe пятилeтнeгo циклa. Сoвeтский oпыт в этoй сфeрe вoстрeбoвaн мнoгими стрaнaми. Нaчaлo гoсудaрствeннoму пятилeтнeму плaнирoвaнию пoлoжeнo нa IV Всeсoюзнoм съeздe Сoвeтoв, прoxoдившeм в Мoсквe с 18 пo 26 aпрeля 1927 гoдa.

“ «Мы нaчaли с тяжeлoй прoмышлeннoсти, a нe с лeгкoй, и пoбeдили. Бeз плaнoвoгo xoзяйствa этo былo бы нeвoзмoжнo.»

И. В. Сталин

Больше половины государств мира, по данным ЮНТКАД И ЮНИДО (2015–2016), используют индикативное (прогнозно-рекомендательное) либо директивное планирование социально-экономического развития, основанное на пятилетнем принципе. Из республик прежнего СССР это, например, Белоруссия и Азербайджан. Эффект конкретно такого подхода к экономике проявляется до этого всего в том, что обе страны лидируют на постсоветском пространстве по темпам экономического роста, в особенности промышленного. Современная Россия от уникального наследства добровольно отреклась.

В мире все по плану – пятилетнему, советскому…

Предтечей планового измерения экономики стал IV Всесоюзный съезд Советов. В докладе тогдашнего главы Совнаркома Алексея Рыкова тщательно освещались итоги развития страны в 1924–1926 годах. Отмечалось, что в связи с преодолением последствий штатской войны и разрухи начала 20-х требуется системный подход к определению общегосударственных хозяйственных ценностей и сроков их реализации. Динамику индустриализационного тренда определяют планы, рассчитанные на единственный-два года, и этот подход целенаправлено распространить на все отрасли, резюмировал докладчик.

В мире все по плану – пятилетнему, советскому…

Пятилетний цикл экономического

планирования был внушительно

обоснован Валерианом Куйбышевым

Но Валериан Куйбышев, председатель Высшего совета народного хозяйства СССР (ВСНХ), выступавший следом, предложил длительный – минимум пятилетний «шаг» экономического планирования. Это связывалось со средним производственным циклом в большинстве отраслей индустрии и в энергетике. Куйбышев также направлял внимание на то, что разработка и реализация проектов по новым видам продукции занимают, как указывает зарубежный опыт, пять-6 лет. По расчетам, два-три года требуются на сбор, обобщение и разбор социально-экономической информации. Уже примерно два года уйдет конкретно на разработку плана. Постепенная стабилизация социально-экономической ситуации в СССР – дополнительный фактор в пользу подготовки системных пятилетних приложений развития народного хозяйства.

В мире все по плану – пятилетнему, советскому…

Эти предложения поддержали значительное большинство участников съезда, в том числе практически все коллеги Куйбышева в руководстве ВСНХ и президиуме ВЦИК: Г. К. Орджоникидзе, В. М. Молотов, Г. М. Кржижановский, М. И. Калинин, Р. Э. Классон, руководители правительств большинства союзных республик. По воззрению Молотова, пятилетний план в большей мере отвечает задачам развития русской промышленности, будучи основанным на экономико-технологических циклах в разных отраслях. А двух- или 3-х летние планы могут породить хаос в хозяйственной деятельности, тем больше что за эти сроки тяжело согласовать их проекты и при масштабе страны вовремя довести директивы до определенных отраслей, регионов, предприятий. Орджоникидзе (будущий нарком тяжеленной промышленности) подтвердил целесообразность конкретно пятилетнего подхода на примере темной металлургии и машиностроения, где производственно-технологические циклы в подавляющем большинстве составляют минимум четыре года.

Высшее управление страны одобрило инициативу. И в постановлении по докладу Куйбышева съезд поручил Госплану при Совнаркоме СССР, учрежденному уже в 1921 году, в кратчайший срок выработать 1-ый пятилетний план развития народного хозяйства страны.

До IV съезда Советов муниципальные социально-экономические планы верстались, повторим, на год-два. Это было связано с тем, что до конца 20-х существовали не всего лишь госпредприятия, но и частные конторы, кооперативы. Они хозяйствовали вне системы общего планирования, что приводило к диспропорциям в темпах и нраве развития большинства отраслей. Следующее огосударствление экономики позволяло включить практически все секторы в систему централизованного управления и соответственно планирования на больше длительный срок.

Напомним в данной связи, что до конца 20-х была директивная категория «хозяйственный год». Он не совпадал с календарным, так как начинался 1 октября и заканчивался 30 сентября. Но годичный или двухлетний срок, как отмечалось на упомянутом съезде Советов, весьма мал для географических и технологических масштабов СССР. Выстроить предприятие хотя бы средней мощности за это определенное время невозможно. Да и цикл больших урожаев (как и недородов) равен снова же четырем-пяти годам.

1-ый пятилетний план (на 1928/29–1932/33 годы) составили в 2-ух вариантах: «Отправной» и «Оптимальный» – с 15–20-процентной различием в показателях. Но в январе 1929-го управление страны, понимая необходимость ускоренной индустриализации, постановило делать по максимуму. «Оптимальный» вариация в трех томах (1700 страничек) был окончательно утвержден V съездом Советов в мае 1929 года.

Но скоро выявились порочные стороны «рекордных» характеристик: несбалансированное развитие отраслей и компаний, недостаточная информационная база для планирования и, пожалуй, главное – невозможность резвой отладки внутри- и межотраслевых связей. По окончании первой пятилетки было официально объявлено, что она выполнена за четыре года и три месяца. Но в реальности многое шло с отставанием: до этого всего выплавка стали и цветных металлов, добыча нефти, создание тракторов, вагонов, автомобилей. Задерживалось строительство компаний лесоперерабатывающей, пищевой и других отраслей. Нецелесообразность форсированных характеристик была учтена при подготовке новейших пятилетних планов.

Так либо иначе, но именно они выдвинули СССР в число промышленных лидеров. При этом, как показала русская практика, далеко не вообще все в экономике и социальной сфере поддается директивному планированию, тем больше при изменчивости внешней конъюнктуры, при денежных и других «непредвиденностях». Но в целом системный, а поточнее пятилетний принцип доказал свою продуктивность.

Рекомендательно-прогнозное (индикативное) планирование с фуррором и не первый год употребляется в Индии, КНР, Бразилии, Венесуэле, ЮАР, Южной Корее, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. А также в Белоруссии и Туркмении, Казахстане и Узбекистане, Израиле и Пакистане. Как и в Стране восходящего солнца, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, малых странах Европы, в большинстве членов ОПЕК, включая Иран и Саудовскую Аравию…

Поясним, что индикативное планирование основано до этого всего на данных государственного межотраслевого баланса (МОБ) и на рассчитанном по формуле МОБ прогнозе спроса-предложения на мировом рынке. При этом опыт пятилетнего планирования в СССР (директивного) и Югославии (индикативного) сейчас совмещается в ряде упомянутых государств. И социально-экономическая ситуация в их куда лучше, чем там, где главенствует неолиберальная модель (типа рынок вообще все сам отрегулирует).

Глава Тайваня Чан Кайши в конце 40-х годов прямо призывал использовать опыт СССР: «Давайте присмотримся к планомерному развитию русской промышленности, когда за маленький период эта страна поэтапно преобразовывалась в индустриальную. Благодаря четкому планированию всех компонент промышленного развития». Тайвань, а за ним Южная Корея, Сингапур пошли этим методом, в итоге став «азиатскими драконами».

Смежный пример – Саудовская Аравия, которая не весьма-то в отличие от РФ опасается падения мировых цен на нефть. Ибо в стержневых отраслях страны, остающихся муниципальными: перерабатывающей, пищевой, химической, трубопроводном и жд транспорте, жилищном строительстве, применяется с некими модификациями советская система планирования. А к примеру, в Японии «государственное управление экономического планирования» при правительстве существует с 1937 года.

Альберт Эйнштейн, комментируя итоги восстановления экономики регионов СССР, пострадавших от фашистской оккупации, пророчествовал в 1948 году: «Когда-нибудь наступит денек, когда все нации будут благодарны РФ за то, что она, невзирая на величайшие трудности, показала практическую осуществимость планового хозяйства».

Франклин Рузвельт не скрывал, что Соединенные Штаты для преодоления Великой депрессии пользовались опытом СССР в части муниципального регулирования экономики. С 1939 года под патронатом администрации президента там стали создаваться большие организации по долгосрочному и стратегическому планированию (по штатам, отраслям, наружной торговле и капиталовложениям). Хотя к 80-м годам оно трансформировалось основным образом в прогнозные модели – в силу мировоззренческого господства неолибералов с их концепцией совершенно свободного рынка. Но многие большие американские корпорации, по масштабам деятельности превосходившие русские отраслевые министерства, в 30–70-е годы производили внутрикорпоративное планирование в основном директивными способами. Они применяются и сегодня.

Очень примечательно мнение известного социолога Александра Зиновьева: «Критиковали СССР за плановую экономику. А в настоящее время даже антикоммунисты признают, что плановости в западной экономике практически даже больше, чем было в СССР».

Кстати, американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (1908–2006) практически заклинал российских «реформаторов»: «Только не трогайте Госплан!». Не послушали…

Алексей Чичкин,

кандидат экономических наук

#IV съезд Советов СССР #Алексей Иванович Рыков #Валериан Владимирович Куйбышев #ВСНХ СССР #азиатские драконы #Franklin Delano Roosevelt #John Kenneth Galbraith

Понравилась статья - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан