Главная / Экономика / Всемирный банк: Беларусь в шаге от кризиса, если не проведет реформы

Всемирный банк: Беларусь в шаге от кризиса, если не проведет реформы

Всемирный банк: Беларусь в шаге от кризиса, если не проведет реформы0

Неизменный представитель Всемирного банка Алекс Кремер во время медиазавтрака «Реформы на 100 млрд», организованного Исследовательским центром ИПМ при финансовой поддержке ЕС, сравнил Беларусь с семьей, в которой растрачивают больше, чем зарабатывают. По его словам, два шага к будущим проблемам страна уже сделала — если ничего не просто менять, то наступит финансовый кризис из-за проблем с кредиторами.

 

— Беларусь можно сопоставить с семьей, в которой тратят больше, чем зарабатывают. Почему это происходит? Просто потому что половина семьи непродуктивна — мы говорим в данном случае про госпредприятия, — отметил эксперт. — Что происходит с семьей далее? Сначала она проходит через длинный этап стагнации. И об этом Глобальный банк (финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам) писал 2 года назад, когда я только начал работать с РБ: перспективы роста доходов будут низкими, если не будет проведена реструктуризация экономики. Последующий этап — это уязвимость к образовавшейся задолженности. Беларусь в данный момент находится на этом шаге. И третья фаза (я надеюсь, что Беларусь никогда не перейдет на этот шаг) — это финансовый кризис, который возникает, когда появляются трудности с кредиторами.

По словам Кремера, суть проблемы в Беларуси (официальное название — Республика Беларусь (белор) связана с рядом заимствований в зарубежной валюте. Часть из них брали госпредприятия, чтобы погасить убытки прошедших периодов.

— С другой стороны, у нас есть домашние хозяйства, которые собственные сбережения хранили в иностранной валюте, и кредиторы, выделявшие кредиты в зарубежной валюте, — говорит он. — Каковы риски, связанные с такой цепочкой обязанностей? Один из рисков — госпредприятия (компания/корпорация (ГК), государственное предприятие (ГП) — организация любой организационно-правовой формы, основные средства которой находятся в государственной собственности (или же), которые окажутся не в состоянии обслуживать собственные задолженности. Второй риск — финансовый банковский сектор может оказаться в обстановке, когда не сможет управлять своим балансом. И еще один риск, с которым может встретиться Нацбанк в силу внешнего давления, — это риск того, что он не сумеет сдерживать потерю ЗВР.

Всемирный банк: Беларусь в шаге от кризиса, если не проведет реформы1

«Как показал опыт кризиса 2008 года, международные кредиторы склонны выводить собственные средства из стран с формирующимся рынком»

Почему в ближайшие несколько лет эта цепочка обязанностей может оказаться под давлением? Кремер отмечает, что в мировой экономике назревает рецессия. Она плохо скажется не только на экспорте, то есть на поступлении валюты в экономику.

— Но, как показал опыт кризиса 2008 года, рецессия может иметь еще один эффект, — гласит он. — Исторически международные кредиторы склонны выводить свои средства из государств с формирующимся рынком в более надежные активы — золото или финансовые рынки более развитых государств.

— Те дискуссии, которые ведутся в настоящее время с РФ по вопросам экономических отношений с Беларусью, влияют не только на платежный баланс, но и на финансирование, — подчеркивает Кремер (еврейская и немецкая фамилия (дословно: лавочник)) и направляет внимание на влияние налогового маневра.

— Нам следует помнить, что с 2018 по 2022 год около 65% долгов Беларуси надо будет гасить либо перед РФ, либо перед Евразийским банком совершенствования, — говорит представитель Всемирного банка. — Это подводит нас к вопросу о рефинансировании долгов.

«В наших наставлениях мы говорим об отмене субсидирования теплоснабжения и налоговых льгот»

Кремер возвращается обратно к сравнению с семьей и предлагает меньше тратить и больше зарабатывать.

— Что касается сокращения расходов, то это относится к сфере ответственности денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики державы, — добавляет он. — Состояние денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики страны было достаточно существенно ужесточено, и это было правильно в ответ на рецессию 2015—2016 годов. В итоге ужесточения сократились заимствования частного сектора. Ситуация не смягчилась, и, судя по данным, сократилось кол-во предприятий, которые берут кредиты, чтобы финансировать свои инвестиции. Актуально важно, чтобы Нацбанк продолжал ужесточение в отношении роста кредитования. Но при этом нужно помнить, что возможности дальнейшего ужесточения довольно ограничены.

По поводу бюджетно-налоговой части Кремер отметил работу Минфина. По его словам, министерству посчастливилось стабилизировать бюджет в довольно сложной ситуации, но при этом сейчас не то время, чтобы смягчать экономную политику.

— Семье не следует брать взаймы, когда задолженность уже и так велика, — считает эксперт. — Существуют возможности для дальнейшей оптимизации государственных расходов. В наших наставлениях мы говорим об отмене субсидирования теплоснабжения и налоговых льгот.

Всемирный банк: Беларусь в шаге от кризиса, если не проведет реформы2

«По факту рабочие места на госпредприятиях стали системой социальной защиты гос-ва»

— Также мы говорим о структурных реформах, которые высвободят потенциал роста державы. Шаги должны начинаться с реструктуризации сектора госпредприятий, — считает Кремер. — Данный сектор имеет большую долю в экономике, но использует трудовые ресурсы и капитал существенно менее продуктивно, чем остальная часть экономики.

Эксперт объясняет: нужна инвентаризация и систематизация госсектора. Всемирный банк предлагает выяснить, какие предприятия работают нормально, в каких ситуацию можно очень быстро исправить через финансовую реструктуризацию, какие приватизировать, а какие просто напросто ликвидировать. При этом Всемирный банк настаивает на том, что подобную классификацию должен провести «некоторый объективный и независимый субъект».

— Если это будет выполнять какое-нибудь спец учреждение, имеющее стратегический интерес, то результатов такая работа не даст, — гласит он. — Реструктуризация госпредприятий подводит нас к вопросу сокращения количества занятых на этих предприятиях. Просто потому что по факту рабочие места на госпредприятиях стали системой социальной защиты гос-ва.

Всемирный банк рекомендует укрепить национальные программы социальной помощи за счет сотворения надежной программы помощи безработным и расширения программы ГАСП (муниципальная адресная социальная помощь. — Прим. Onliner).

— Мы провели расчеты, и они проявили, что расходы для бюджета, связанные с расширением госзащиты, будут в несколько раз ниже, чем поддержка госпредприятий, — считает Кремер. — Чтобы дать вам представление, насколько мало будет стоить такое расширение социальной помощи — рекомендуемая нами расширенная модель гос адресной социальной помощи — ГАСП — будет стоить 0,0001% ВВП.

«Мы говорим о спаде мировой экономики, а не о армагеддоне»

— Я уже говорил о тех структурных изменениях, которые мы рекомендуем в части расходов муниципального бюджета при особом акценте на субсидируемом теплоснабжении и налоговых льготах, — продолжил эксперт. — И последнее направление структурных реформ, которое мы бы рекомендовали, заключается в последующем. Мы бы рекомендовали Нацбанку принять меры, чтобы подготовиться к ситуации, когда может ослабиться цепочка обязанностей, связанных с валютным кредитованием. Чем лучше страна будет подготовлена к способности возникновения такой ситуации, тем менее значительными будут последствия. Это те квоты, которые, как надеется Всемирный банк, не понадобятся. Они касаются защиты вкладов и депозитов и указа об урегулировании ситуации в проблемных банках.

При этом что касается возможных негативных последствий для белорусов, то Глобальный банк успокаивает: речь не идет о шоковой ситуации 90-х.

— Не стоит пессимистично так глядеть на мировую экономику (хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления). В 2008 году была серьезная встряска, и мы ее пережили, — отметил Кремер. — Мы не говорим о повторении 1992 года в замедленной версии. Мы говорим о том, что в Беларуси существует функционирующая институциональная структура и 50% экономики уже в личном секторе. Мы говорим о спаде мировой экономики, а не о коллапсе. В данном случае мы говорим о сценарии, когда стране будет трудно достичь 100 млрд ВВП в среднесрочной перспективе, а не о неком апокалипсисе.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Финаналитик Беляев: западным фирмам придется побороться за место на рынке в РФ

Финансовый аналитик Михаил Беляев заявил, что западным фирмам предстоит побороться, чтобы заполучить ...