Oтзвeнeли пo шкoлaм пoслeдниe звoнки, чeрeз мeсяц рaзoйдутся выпускники пo дoрoгaм взрoслoй жизни.
Нo с кaким бaгaжoм?
Я дaжe нe стoлькo o знaнияx, умeнияx и нaвыкax, прoзвaнныx нa нoвoязe «кoмпeтeнтнoстями».
Я o бaгaжe другoм – идeйнoм.
Об идеологии.
О верованиях: фактически идеология – это род светской религии.
Вот как с этим?
Смотрю на их, таких весёлых, элегантно-раскрепощенных, продуманно одетых, стоящих на последней школьной линейке – и пробую прозреть в тумане времени: что ожидает их, наших выросших ребят.
И чего можно ждать от их?
Как пелось в песне, звучавшей в моём давнешнем детстве: «Мальчишки, мальчишки, что станет у вас впереди?»
Время сейчас тревожное, тучи над городом встали – и не хотят уходить с нашего горизонта.
Перепугавший Москвою ураган похож на развёрнутую метафору того, что нас ожидает и нам грозит.
В такое определенное время нужна твёрдость духа и ясность мысли.
А существует они?
В головах молодого поколения – каша.
Винегрет, где перемешано вообще все со всем.
И вовсе не поэтому что плохо учили и обучались (хотя и это было), а поэтому что так задумано.
Каша-винегрет – это и существует управляемый хаос.
Он создаётся, разрабатывается и закачивается в незрелые мозги подрастающего поколения.
Чтоб создать управляемый хаос в стране, нужно прежде создать его в мозгах населения, поэтому что там начинаются вообще все процессы.
Прежде всего должно быть неясно, кто друг, а кто неприятель.
Всё должно стать относительно, непонятно, амбивалентно.
Мы вроде как патриоты, носим георгиевские (либо гвардейские?) ленточки, рассказываем, сколь велик был СССР и какой катастрофой был его разрушение…
И в ту же самую минутку приходим в восторг от блистательной перспективы: последующий год может быть объявлен годом Солженицына.
Того самого, кто Русский Союз проклинал и разваливал с помощью тех, кого именуют нашими геополитическими противниками.
А вдова Солженицына – сегодня главнейший эксперт по литературе в школе.
Она без деле не посиживала – адаптировала для школяров «Архипелаг Гулаг», в котором, как очень давно уж установлено, много, мягко сказать, измышленных и произвольных фактов.
Тогда для чего его «проходить»? – спросит доверчивый школьник.
Нет ответа.
Вот школьники изучают больше близкое прошлое – Перестройку.
Им говорят о зловещей роли Горбачёва и Ельцина в развале нашей страны.
А позже они узнают об открытии Ельцин-центра, о почестях, которыми осыпан Горбачёв, о муниципальных наградах вдовы Ельцина.
О том, что Президент выражал соболезнование по погибели видной антисоветчицы и агентессы ЦРУ Новодворской.
Означает, все эти предатели действовали наилучшим образом?
Или нет?
Тогда за что их превозносят?
Что-то тут не так, – смекает школьник.
А как верно?
И тут начинается самое увлекательное.
Школьнику дают понять, что ничего правильного нет.
И неверного – тоже.
И вообще нет никакой правды, есть просто разные представления.
И ты тоже можешь иметь хоть какое.
Какое хочешь – такое и выбирай, на личный вкус.
Вон их сколько, воззрений – только Интернет раскрой.
Правда заменилась мнением.
Так полагается в демократических странах в эру универсального прогресса и прав человека.
Как произнесла мне одна школьница, здесь как в одежде: раньше вообще все носили то, что в моде, а в настоящее время – кто что хочет.
Отстаивать собственное мировоззрение?
Ну, можно, конечно – но всего лишь так, понарошку, в порядке ток-шоу, а совсем не потому что кто-то желает утвердить какую-то правду.
Истина, как и идейная война – это, дети, прошлый век.
Так их и учат.
В ЕГЭ прямо даются такие задачи: найди аргументы «за» и «против».
Это считается воспитанием толерантности и многостороннего взгляда на предмет.
Но на самом деле это ненавязчиво и как будто невзначай отучает от поиска и утверждения правды.
Разносторонность – дело неплохое.
Но сегодня она приводит к полной идеологической и умственной невнятице.
И мало что – к невнятице.
Дело обстоит еще хуже.
Известен давний опыт с собакой Павлова.
Если пса приучить на единственный сигнал получать пищу, а на другой удар током, а позже совместить или перепутать эти сигналы – он впадает в тупое равнодушие.
Ровно так и в области мыслей.
Если говорят, что Русский Союз – это прекрасно, а позже награждают и чествуют его разрушителей, то юные люди реагируют единственно вероятным способом: «Да пошли вы со всем этим куда подальше!»
И как та давнешняя собака впадают в тупое равнодушие, уходят в собственные мелкие делишки и компьютерные игрушки, где и живут, и убивают понарошку – спасаясь от того, что настигает их «в реале».
Но что и от кого они будут защищать в той реальной войне, которая еще развязана против нас?
Те самые деды, коих мы сегодня многоречиво благодарим за Победу, не были толерантными и многосторонними.
Их мышление было во многом обеднённым и чёрно-белым, но они знали правду и были способны отстаивать свою страну.
И отстояли.
И отстроили.
Способно ли станет их отдаленное потомство на схожее?