«В тушенке по таковой цене не может быть мяса»
Жесткие дискаунтеры. Почему в России становится все больше магазинов для очень бедных
Крупнейший российский ритейлер торговля, розница Объектом розничной торговли является покупатель, приобретающий товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью; субъектом розничной торговли является продавец X5 Retail Group, когда-то запускавший «Пятерочку» как сеть дискаунтеров, решил выйти на новый спец уровень и открыть еще более «дешевые» магазины. Формат получил название «жесткого дискаунтера». Сегодня, 29 октября, в Москве и Подмосковье были открыты две такие торговые точки под новеньким брендом «Чижик». Особенность таких магазинов — еще более низкие цены. Znak.com поговорил с членами рынка и аналитиками о том, почему крупные торговые сети уходят в такой формат и насколько перспективно это направление в РФ.
«Чижик» в погоне за «Светофором»
«„Чижик“ — это сеть для рациональных покупателей, приверженцев прагматичного подхода к покупкам» — так представил новый продуктовый бренд главный исполнительный гендиректор X5 Retail Group (управляет такими сетями, как «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») Игорь Шехтерман. «Ценовая политика нового формата может означать подразумевает более низкую стоимость средней продовольственной корзины на рынке», — добавили в пресс-службе организации.
Жесткие дискаунтеры — это магазины с небольшим ассортиментом, как правило, включающим лишь основные продукты. Торговые павильоны нацелены на покупателей физическое или юридическое лицо, осуществляющее оплату деньгами и являющееся приобретателем товара или услуги с доходом ниже среднего. Например, на пенсионеров, рассказал Znak.com один из ритейлеров. В таких магазинах ставка делается на весьма низкие цены. Торговая сеть «Светофор», работающая в формате жесткого дискаунтера, за короткое время вошла в топ-10 крупнейших русских сетей, и число ее клиентов растет.
«Крупные федеральные сети давно развивают этот формат в разных формах. Есть и успешно развивающиеся сети жестких дискаунтеров. Развитие магазинов с более узеньким, по сравнению с супермаркетом, ассортиментом, сокращенным количеством персонала и более простым дизайном, а также иными изменениями, направленными на сокращение издержек и торговой наценки, — объективный тренд, связанный с видоизменением модели потребления», — отметили в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). В ассоциации приводят данные InfoLine: общее кол-во дискаунтеров (точек) в топ-200 сетей FMCG (продавцов товаров повседневного спроса) на 30 сентября 2020 года превзошло 41,4 тыс., их общая торговая площадь — более 15,8 млн квадратных метров. В структуре площадей за девять месяцев 2020 года внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) толика площади дискаунтеров достигла 56,8%.
«Ориентация крупных торговых сетей на запуск жестких дискаунтеров — отражение видоизменений в потребительском поведении и реакция на процессы в национальной экономике. В условиях экономического кризиса и падающих доходов для покупателя определяющим параметром в покупке становится стоимость, а дискаунтеры может означать: Дискаунтер — тип магазина, торгующего в розницу по ценам, приближенным к оптовым нацелены именно на это — предоставить покупателю наиболее выгодную цену за счет снижения расходов торговой спец сети», — отмечают в АКОРТ.
Пандемия ударила по карману
«Основные цели, которые преследуют ритейлеры при развитии данного сектора, это удовлетворение потребностей как можно большего количества потребителей, снижение расходов, а также повышение конкурентных преимуществ. Эпидемия коронавируса сократила потребительские доходы населения, поэтому сети жестких дискаунтеров будут воспользоваться высокой популярностью. Не исключено, что к подобным мерам могут прибегнуть и другие представители продуктового ритейла», — комментирует специалист ИК «Финам» Наталия Аседова.
«В условиях кризиса, вызванного сначала санкциями, а затем пандемией коронавируса, мы лицезреем длительное падение доходов денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени населения. При этом дорожают бензин, коммуналка, растут другие цены. Понижение нефтяных котировок и падение добычи нефти приведет к дальнейшему снижению доходов бюджета. Все это ведет к реальному обнищанию людей, а значит, формат жестких дискаунтеров будет востребован», — отметил один из ритейлеров. По его словам, такие большие компании, как «Магнит» и X5 «начинают играть» в этот формат, не желая отдавать кусок пирога соперникам.
Дела у X5 Retail Group идут неплохо, несмотря на пандемию, подтверждают аналитики. Наталия Аседова из «Финама» гласит, что чистая прибыль компании за третий квартал увеличилась более чем в пять раз и составила 11,949 млрд рублей (данные по МСФО), а выручка возросла на 15,3% год к году и достигнула 486,6 млрд рублей.
Принадлежащая X5 Retail Group «Пятерочка», выходя когда-то на рынок, на фоне региональных торговых сетей вправду выглядела дискаунтером. Но сейчас ее нельзя отнести к этому формату.
Сейчас она работает, как «магазин устар у дома». В особенности это касается новых магазинов с кофейнями. Собственник сети супермаркетов «Елисей» Александр Оглоблин считает, что у X5 Retail Group нет задачи прямо сейчас срочно подыскивать помещения под «Чижики» в регионах.
«1-ые два магазина — пилотный проект, на котором, скорее всего, будет отработан формат магазинов, нужная площадь, их количество и ценовая категория», — отмечает ритейлер. Он отметил, что «Светофор» предпочитает открывать собственные торговые точки в спальных районах, где низкая арендная ставка за квадратный метр помещения. В центре города на недвижимости не сэкономишь.
Яромир Романов Znak.com
Куда же еще сберегать?
Основная статья, на которой экономят ритейлеры — эта закупочная цена товара. В пресс-службе X5 Retail Group утверждают, что ассортимент «Чижиков» включает порядка 800 наименований, «наиболее востребованных у покупателей». «Ударение в новом формате будет сделан на собственных торговых марках (СТМ). В целевой модели их доля составит 60%. Ввод СТМ будет происходить равномерно. Первые партии private label появятся на полках „Чижика славянская и еврейская фамилия“ в феврале 2021 года, до конца последующего года их доля вырастет до 30%». «Мы выбираем самые популярные товары и вместе с покупателями разрабатываем качественные продукты под собственными торговыми марками», — заверил Игорь Шехтерман.
О высоком качестве продуктов у дискаунтеров говорят и АКОРТ.
Однако есть и другое мнение.
«Чудес не бывает. Более низкие цены достигаются либо за счет наикрупнейшго опта, либо за счет снижения качества продукции. К моему партнеру недавно обратилась одна из компаний, работающая как раз в формате „жесткого дискаунтера“. Она заказала партию тушенки по определенной стоимости. Когда производитель увидел эту цифру, он сказал, что в тушенке по такой цене количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара не может быть мяса. На это ему ответили: „Пусть там не будет мяса, лишь бы она пахла мясом и была дешевенькой“», — рассказал на условиях анонимности один из участников рынка.
По его словам, на эти условия поставщик дал согласие. «Не надо обманываться, будут и те, кто готов производить такую продукцию, и те, кто готов ее покупать», — считает собеседник Znak.сom.