Минздрaв пoддeрживaeт ввeдeниe «нaлoгa нa здoрoвьe», кoтoрый мoжeт сoстaвить нe мeньшe 70% oт прибыли тaбaчныx кoмпaний. Рaнee тaкoe прeдлoжeниe выдвигaл Кooрдинaциoнный сoвeт пo зaщитe грaждaн РФ oт aлкoгoльнoй и тaбaчнoй зaвисимoсти при Oбщeствeннoй пaлaтe (OП). Новейший сбор может приносить в казну 30 миллиардов рублей в год.
О том, что Минздрав в целом поддерживает введение «налога на здоровье», говорится в письме за подписью заместителя главы ведомства Дмитрия Костенникова председателю координационного совета при ОП Султану Хамзаеву (копия письма существует в распоряжении «Известий»). Ранее Хамзаев предложил предугадать введение нового сбора в рамках концепции воплощения государственной политики противодействия потреблению табака на 2017–2022 годы, за разработку коей отвечает Минздрав.
— В свою очередь, правительство Русской Федерации возьмет на себя обязательства растрачивать перечисленные средства табачных компаний на пропаганду спорта и здорового вида жизни среди населения страны, — подразумевал Султан Хамзаев.
Дмитрий Костенников в ответном письме уточняет, что уполномоченным регулятором в сфере налогообложения остается Минфин. Из документа следует, что Минздрав рассматривал идею о «налоге на здоровье» по поручению правительства — в бумаге находится ссылка на соответственное письмо из аппарата кабмина.
В пресс-службе Минздрава не смогли уточнить, дискуссируется ли идея с сотрудниками из Минфина. Представитель Минфина произнес, что в ведомство предложения о внедрении «налога на здоровье» не поступали.
Ранее сам Минздрав в проекте антитабачной концепции предлагал ввести «экологический налог» на сигареты с 2018 года. Механизм его исчисления не уточнялся, но идею, как еще сообщали «Известия», не поддержал Минфин наряду с другими новациями, увеличивающими нагрузку на производителей табачных изделий. К проекту концепции имелись замечания и у других ведомств, Минздрав на данный момент занимается доработкой документа.
Менеджер по коммуникациям Imperial Tobacco Анна Коврыга увидела, что «необходимость внедрения предлагаемой инициативы не является очевидной».
— Для табачной отрасли еще существует специальный инструмент, в рамках которого решаются вообще все специфические взаимоотношения меж производителем табачной продукции и государством — это акцизный налог. Правительством РФ в 2016 году были утверждены «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Текст данного официального документа не включает подобных предложений, — увидела Коврыга.
Вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний Philip Morris International в РФ Сергей Слипченко считает, что «предлагаемая мера чуть ли будет содействовать снижению доли курящего населения», и именовал меру «дискриминационным подходом к налогообложению законной отрасли».
Представитель JTI увидел, что «увеличение налоговой нагрузки на компании раздельно взятой индустрии может подорвать стабильность налоговых поступлений» и «стать тревожным сигналом для других инвесторов, заинтересованных в устойчивой и прогнозируемой налоговой системе». Табачные акцизы, уточнили в JTI, обеспечивают 3,6% доходов федерального бюджета.
В других табачных компаниях и отраслевой ассоциации «Табакпром» от комментариев воздержались.
Специалист табачного рынка Вадим Желнин именовал нелогичным введение нового налога на производителей сигарет при том, что забирать «плату за вредность» еще можно с помощью акциза.
— По сущности, это и есть спецналог для продукции, которая считается вредной. Проще не выдумывать новых схем, а регулировать сборы в рамках акциза. И тут вопрос регулирования сводится к тому, как очень обложить продукцию налогом, но при этом сохранить законный рынок, — сказал Желнин.
При этом специалист отметил, что на данный момент нелегальной продукции на русском табачном рынке не больше 5%.
— А в странах Восточной Европы, где акцизы очень высоки и в разы превосходят российские, до 50% незаконной продукции, — заметил Желнин.
Специалист предположил, что мысль о введении «налога на здоровье» станет заблокирована финансовым блоком правительства из-за вероятных сложностей со сбором налога и ростом толики контрафактных сигарет на рынке.
Отметим, в 2016 году русскими налоговиками был мобилизован акциз с производителей табачной продукции в сумме 466,9 миллиардов рублей, что на 28% больше, чем в 2015 году (379,1 миллиардов рублей).
По данным Nielsen, по итогам прошедшего года в топ-5 геймеров на российском рынке сигарет входят Japan Tobacco Inc. с толикой в 32% в натуральном выражении, Philip Morris International (27%), British American Tabacco (23%), «Донской табак» (8%) и Imperial Tobacco (6%). Соответственно конкретно по ним «ударит» новейший налог в случае его внедрения. По данным базы «Спарк», в 2015 году прибыль до налогообложения JTI в РФ (ООО «Дж.Т.И. Россия») составила 18,5 миллиардов рублей, PMI (ООО «Филип Моррис сейлз энд маркетинг») — практически 2 млрд рублей, BAT (АО «МУМТ») — 18,5 миллиардов рублей, «Донского табака» — 0,5 миллиардов рублей, ITG (ООО «Империал Тобакко продажа и маркетинг») — 4 миллиардов рублей. Соответственно введение 70-процентного налога на прибыль этих компаний может принести казне порядка 30 миллиардов рублей. Для сопоставления: бюджетные ассигнования на программку «Развитие здравоохранения» в прошедшем году составили 262 миллиардов рублей.