Главная / Политика / Запертые между «Сталин все правильно сделал» и «Это преступление против народа»

Запертые между «Сталин все правильно сделал» и «Это преступление против народа»

Запертые между «Сталин все правильно сделал» и «Это преступление против народа»0

Сломанные мозги и 371 год закрепощения. Колонка ко Дню памяти это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков жертв жертва — 1) человек, пострадавший или погибший от чего-либо; 2) человек, пострадавший или погибший ради чего-либо; 3) животное, объект охоты хищника; 4) живое существо или предмет, приносимое в дар божеству во время жертвоприношения политических репрессий

30 октября — День памяти жертв политических репрессий. И что? Ничего. Память чту и наблюдаю, как вырастает число политических репрессий. Живу, как все, вполглаза и вполмозга, по принципу «лишь бы меня не задело». После «лихих 90-х» русское общество оперативно перестроилось, снова воспроизвело Homo Soveticus. И я такой же Homo Soveticus. Удивляюсь из собственной норки: «Дураки какие в Хабаровске! На улицу вышли — и ради чего?». Сосед мой, тоже Homo Soveticus, на деньках восхищался: «Молодец, Лукашенко, страну удержал!» Я тоже на митинги хожу, но как журналист — таких полицейские не винтят. А если и винтят, то очень быстро выпускают. Главное — без последствий. Еще инстинктивно сторонюсь, когда рядом кого-то берут за грудки и надевают наручники. И позже на кухне с женой вполголоса: «Сегодня на ЖБИ спецназ человека застрелил… говорят, обои украл. Беспредел!» Удивляемся, что на художницу из Кургана завели дело за клип Alai Oli «Купчино» («Для чего ты под черного легла»), который она опубликовала у себя в шутку в 2010 году внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима), да так и забыла. Но выходим оба из квартиры — и замолкаем.

 

Яромир Романов / Znak.com

Неувязка в том, что нет до сих пор в обществе консенсуса по теме репрессий, нет общего нарратива. Того, что профессор Колумбийского университета Марианна Хирш именует ассоциативной пост-памятью. То есть официального дискурса — того, как принято в государстве политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны говорить об этой теме. Вот по Величайшей Отечественной войне у нас есть сформировавшийся дискурс, официальная версия, которой более-менее все придерживаются. Учителя знают, как об этом гласить, взрослые знают, как говорить, дети знают. Мы понимаем друг друга благодаря общему языку по данной теме. Нюансы есть, но в целом противоречий нет — это большая жертва и большая Победа. Даже Победу, не задумываясь, пишем с большой «П».

Самим гос-вом, как правило, руками прокурорских работников в регионах, ведется работа по реабилитации жертв «Большого террора». С 1991 по 2014 год в РФ реабилитированы 3,5 млн человек, подвергшихся политическим репрессиям в СССР. И еще отдельной строкой — 264 тыс. детей в основном значении, человек в период детства репрессированных, которые также подверглись гонениям. Вообще всего же, по подсчетам общества «Мемориал», в России подлежат амнистии и реабилитации свыше 11 млн человек.

По инициативе гос-ва на бюджетные деньги, то есть на наши с вами налоги, создается множество баз данных с частными человечьими историями о репрессиях в СССР. Большой массив интервью (200 штук) с репрессированными и их родственникам, к примеру, собрали в Москве, в государственном Музее истории ГУЛАГа.  

Запертые между «Сталин все правильно сделал» и «Это преступление против народа»1Яромир Романов / Znak.com

Государство лояльно глядит на такие общественные проекты, как «Бессмертный барак» Андрея Шалаева.

Есть много региональных инициатив. И они также поддерживаются гос-вом. Только-только в Екатеринбурге закончился проект «Молчать нельзя рассказывать: практики памяти об эпохе политических репрессий», который делали экономный же Музей истории область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом Екатеринбурга и Агентство молодежных инициатив при поддержке Фонда президентских грантов. 16-летних подростков, еще сохранивших подвижность восприятия, учили критичному мышлению: читать архивно-следственные дела репрессированных и искать следы фальсификации доказательств. Учили не быть флегмантичными: показывали Мемориал возле Екатеринбурга, где в 1930–1950-х годах были расстреляны, брошены вповалку, как снопы, и закопаны от 20 тыс. до 40 тыс. невинно убиенных людей.

Но разрешено ли этим же юным людям мыслить и быть свободными в высказываниях? Здесь налицо конфликт. Со стороны государства идет полностью считываемый посыл на ограничение свободы высказываний. Многие действия приравнены к экстремизму — статья 282 УК РФ, до 6 лет лишения свободы. Отсюда «Болотное дело», «Московское дело», отсюда все суды за лайки и репосты, запреты на критику власти. Сегодня само по себе критичное мышление в России стало небезопасным.

Пара примеров. 29 сентября Верховный суд Карелии нарастил с 3,5 до 13 лет колонии срок карельскому историку и публицисту Юрию Дмитриеву. В 1997 году он нашел и исследовал Сандармох, место массовых захоронений репрессированных под Медвежьегорском, а попутно поднял вопрос о роли органов госбезопасности в стране.  

В 2019 году полиция обыскивала квартиру и кабинет главы пермского отделения «Мемориала» Роберта Латыпова. Все из-за работ по расчистке кладбища жертв политических репрессий репрессии (от лат. repressio — подавление, угнетение) — форма политического насилия применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения действующего правительственного режима около заброшенного поселка Галяшор. Они, к слову, велись с участием «наших идеологических противников» — волонтеров из Прибалтийских государств. Для статуса «инакомыслящий» достаточно.

Парадокс. Поколения 1970–1990-х годов, пережив эпоху гласности и перестройки, опять воспроизвели Homo Soveticus.  

Нет.  

Я сам воспроизвел в себе Homo Soveticus. Нет уже никаких выживших из ума членов РСДРП(б) с 1905 года. Есть 51-летний глава Нижнего Тагила Владислав Пинаев, обсуждающий установку бюста Иосифу Сталину в городке.  

Запертые между «Сталин все правильно сделал» и «Это преступление против народа»2Предоставлено Музеем истории Екатеринбурга

Есть 40-летние мужики, устанавливавшие памятник Сталину в Липецке. Есть 51-летний претиндент философских наук, первый секретарь нижегородского обкома КПРФ Владислав Егоров, открывавший памятную доску «вождю» в Шахунье.  

И уже нет 47-летней журналистки Иры Славиной, которая сопротивлялась этому и, не выдержав встречного давления силовиков, покончила с собой.

С Соборного уложения 1649 года страна катится по рельсам крепостного права и сословий. Раз за разом, из поколения в поколение воспроизводит одни и те же поведенческие модели — барину кланяться, дома ворчать на безмерный оборок, бояться кнута да дыбы.

К этому готовят с детства.  

В Федеральных государственных общеобразовательных эталонах, по которым год за годом учат новые поколения россиян, прописано, что изучение истории, помимо формирования критичного мышления, должно вести еще и к формированию гуманистических ценностей у детей. То есть детям вроде как обязаны прививать уважение к правам и свободам личности, формированию активной гражданской позиции. Государством даже поддерживаются разные курсы правовой грамотности и молодежные волонтерские организации. Но есть один момент. Государство, формируя память о Величайшей Отечественной войне и культивируя чувство патриотизма, хочет, чтобы подростки впитывали в отношении того времени некоторую государственническую позицию. При изучении следующей главы после репрессий им вбивают в голову, что государство — это основная ценность. Все ради процветания государства! Человек и его жизнь не так важны по сравнению с ценностью государства! И это все те же ФГОСы.

В голове подрастающего поколения происходит столкновение 2-ух парадигм — государственнической и гуманистической. Причем обе поддерживаются самим государством.  

Запертые между «Сталин все правильно сделал» и «Это преступление против народа»3Предоставлено Музеем истории Екатеринбурга город в России, административный центр Уральского федерального округа и Свердловской области

Про личную историю молодым людям общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры предлагают говорить то с точки зрения, что государство — главная ценность важность, значимость, польза, полезность чего-либо, то с точки зрения, что основная ценность — это человек. В реальной жизни они видят блок на любую инаковость, и их мировоззренческая модель формируется сама по себе. Как результат 16,1% подростков, прошедших в Екатеринбурге через проект «Молчать нельзя рассказывать», заявили, что «Сталин все сделал верно», санкционировав репрессии. Еще 10,7% ответили, что «Победа в Великой Отечественной войне оправдывает те жертвы, которые были допущены». Столько же считает, что «Большой террор» — это подготовительный этап к войне с нацистской Германией. И лишь 12,5% респондентов верно отвечают, что «политические репрессии — это неоправданное преступление против своего народа».

Запертые между «Сталин все правильно сделал» и «Это преступление против народа»4

Запертые между «Сталин все правильно сделал» и «Это преступление против народа»5

Зачем удивляться, что оканчивавший школу в середине 2000-х годов работник ОМОН Росгвардии старший сержант Александр Лягин на полном серьезе обвинял актера Павла Устинова? Типо тот при задержании на акции протеста в Москве 3 августа 2019 года вывихнул спецназовцу Лягину плечо. Лягин по приказу управления спасал Россию от чумы «цветных революций», тут не до сантиментов. В «Кровавое воскресенье», 22 января 1905 года, такие же лягины выручали престол, плюя свинцом из ружейных стволов в безоружную толпу, которую привел дурак и популист Гапон.

Допускаемое самим гос-вом состояние двоякости ненормально. Это прямой путь к биполярному расстройству личности. Оно неконструктивно и чем дальше будет длиться, тем больше негодования будет порождать внутри новых поколений. Это прямой путь к социальным конфликтам и взрывам. Понятно, что при работе с такими темами у юных людей возникают рано или поздно вопросы форма мысли, выраженная в основном языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию к самому государству: «А как такое вообще возможно?». На эти вопросы нужно отвечать честно. Любые увертки и умалчивания, особенно со стороны государства, лишь порождают еще больше вопросов и недоверия к нему самому.

На все это наслаивается конфликт отцов и детей. Уже на данный момент четвертое и пятое поколение родившихся после эпохи политических репрессий 1930–1950-х годов в СССР воспринимают ее не так, как 2-ое и третье поколения (дети и внуки репрессированных).

Главный вопрос от подрастающих: что там такое произошло, раз об данной теме Тема (греч так говорят? Им все любопытно: кто пострадал, кто вел следствие, какие были законы и почему так все вышло. Это их толкает к знанию. Для них это квест, в котором много неизведанного и который так любопытно пройти. У них доминирует интерес к теме, позже, по степени интенсивности, идут удивление и печаль. В этом поколении общность каких-то объектов (людей, животных, растений, иногда даже неодушевлённых предметов) непосредственных предков до некоторого родоначальника (группы таковых); или же по времени рождения работает модель: я узнаю, просто потому что мне интересно, я удивляюсь тому, что узнал, и мне очень грустно от того, что такое в моей стране было.

Но конкретно поэтому они, кажется, более объективны в своем восприятии. У старшего поколения тема вызывает совершенно другие эмоции. Здесь скорее надо говорить о боли, о горечи, о личных переживаниях. Они не способны принимать репрессии в виде комиксов или театральных постановок. Более того Республика (фр. République togolaise) — государство в Западной Африке, граничащее с Ганой на западе, Бенином на востоке и Буркина-Фасо на севере, тема до сих пор табуирована в семьях. По данным исследовательских работ МИЕ, 37,5% детей говорят, что в их семьях никогда не говорили об этой странице отечественной истории.  

Запертые между «Сталин все правильно сделал» и «Это преступление против народа»6

Фамилиальной (домашней) пост-памяти, по Хирш, не формируется. Следовательно, ее место занимает очень кривая и нелогичная ассоциативная пост-память. Так и живем десятилетие за десятилетием, за веком — век. Кто сегодня вспомнит, что 30 октября как День памяти жертв политических репрессий выстрадали голодовками и промоакциями протеста сами бывшие политзаключенные и начало тому в 1974 году в этот день положили бывшие арестанты поволжских да уральских лагерей? Не надо мне этого, я же Homo Soveticus. Тошно только что-то… Испить, что ли? Пятница же!

 

Понравилась статья, совет - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан